Выводы сделаны: как снизить бизнес-риски в разных обстоятельствах

Автор фото: Vostock-photo

Каждый месяц "ДП" публикует подборку бизнес-кейсов. И это дополнительная возможность для компаний рассказать о своих ярких проектах, запоминающихся рекламных кампаниях, уникальных разработках, нетривиальных подходах к поиску и удержанию талантливых сотрудников и так далее. Мы не ограничиваем круг тем. Делитесь своим опытом — пишите в редакцию: case@dp.ru

Меньше вариантов

Организации: строительные компании России
Проблема: снижение объёма продаж
Последствия: сокращение вывода на рынок новых проектов ЖК
Автор: Сергей Ермохин
"Дом.РФ" ожидает падения объёма продаж на треть по итогам 2024 года. Число договоров долевого участия снизится на 28,3% по сравнению с предыдущим годом и составит 554 тыс., заявил на III Всероссийском строительном конгрессе "Создание" руководитель Аналитического центра "Дом.РФ" Михаил Гольдберг. Прогноз на 2025 год ещё меньше — 476 тыс. ДДУ. На 2026 год запланирован рост продаж до 518 тыс. договоров. "Не забываем о том, что с 2020 года, когда действовали разнообразные льготные программы и рыночная ставка была крайне низкой — 8–9%, застройщики смогли сформировать запас проданного жилья", — уточнил он.
Отметим, что петербургские застройщики уже начали сокращать объёмы строительства и переносить сроки вывода на рынок новых проектов и даже корпусов. По данным "Дом.РФ", на октябрь 2024 года в Петербурге действует 190 разрешений по жилым домам суммарно на 6,08 млн м2. Ещё год назад это было 223 и 7,24 млн соответственно, в 2022–м — 249 и 8,5 млн м2 и т. д. Снижение объёмов строительства эксперты называют одной из причин, по которой при уменьшении продаж цены на новостройки продолжают повышаться. Так, по итогам первых 9 месяцев 2024–го рост составил чуть более 10%, сообщают участники рынка. Ожидать снижения цен не приходится, говорят застройщики, ссылаясь на рост издержек на материалы, рабочую силу, земельные участки, соцнагрузку на проекты и стоимость заёмного финансирования.
Объём строительства жилой недвижимости в Петербурге сокращается несколько лет подряд. В разные годы проявлялись разные причины, и все они по итогу сложились в совокупность. С которой в полной мере имеют дело девелоперы сейчас. Это дефицит земли, рост себестоимости (больше 75% от первой половины 2020–го), дорожающее проектное финансирование — особенно после очередного повышения ключевой ставки, длительный цикл согласования разрешительной документации, сокращение спроса на недвижимость из–за сворачивания льготной ипотеки. И пока ни один из этих трендов нельзя развернуть, чтобы получить направление роста или хотя бы остановку снижения. Давление на цены, конечно, есть. Но оно было и раньше ввиду конкуренции. Структуру ценообразования тоже надо рассматривать отдельно. Где снижаются цены, на какого класса жильё и планировки, что это за дома. На рынке были случаи обратного движения цен в переоценённых проектах, здесь ничего нового. Интересные заявления о том, что у девелоперов достаточный запас финансовой прочности, можно логически продолжить. Чем больше из накопленного компании тратят на поддержание и субсидирование спроса и просто своей жизнедеятельности, тем меньше придёт в следующий инвестиционный цикл.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"

В спорт — со знанием дела

Компания: Red Tower CrossFit
Задача: повысить качество работы и уровень лояльности административного персонала
Старт реализации: 2024 год
Автор: Red Tower CrossFit
В 2023 году сеть залов Red Tower CrossFit нарастила темпы развития — что потребовало расширения штата сотрудников. И в случае с непрофильными специалистами топ–менеджмент организации столкнулся с проблемой: низкий уровень мотивации людей, претендующих на должность администратора.
Круг обязанностей стандартен для этой позиции: осуществление продаж услуг клуба и товаров спортивного бара, ведение отчётности, общение с клиентами. Однако проект стремится создать определённую атмосферу в зале, поддерживающую идею "большой спортивной семьи": когда люди не только занимаются, но и отдыхают вместе, то есть находятся на одной волне. Однако у многих кандидатов был очень низкий уровень вовлечённости, что отражалось на показателях эффективности бизнеса.
После серии неудач принято решение — с января 2024 года каждый вновь принимаемый на работу сотрудник–администратор извещается до начала обучения о необходимости прохождения начальной тренировочной программы клуба. Это вводный курс в кроссфит, который состоит из 12 занятий и позволяет привести тело в тонус, знакомит с принципом тренировок, позволяет изучить базовые движения, разобраться с терминологией, укрепить мышцы торса, зарядиться хорошим настроением. В рамках начальной программы атлеты впервые выполняют "комплекс дня". Курс идёт циклично, что позволяет кандидатам на должность, которые учатся или заняты на другой работе, подключаться к группам в удобные для них дни.
В результате такого эксперимента получилось не только повысить показатели продаж, но также усилить командный дух и расширить клиентскую базу.
"Как правило, те, кто проходит этот начальный курс, не останавливаются на достигнутом и продолжают активные тренировки. Таким образом, отсеиваются те, кто изначально не готов проявить заинтересованность и в целом далёк от спортивного образа жизни. Остаются либо те, для кого это близко, либо те, кто готов измениться и начать заниматься спортом. И в том и в другом случае мы получаем замотивированного лояльного сотрудника, который хорошо осведомлён о программах клуба, легко поддержит разговор с клиентом, сможет на своём примере рассказать о возможных позитивных трансформациях и вдохновит на них", — поясняет основатель Red Tower CrossFit Никита Малышев.

Доехали до прокурора

Компания: "Яндекс.Драйв"
Проблема: неправомерное списание средств с клиента каршеринга
Последствия: проигрыш в суде, репутационные издержки, перспектива ужесточения регулирования
Автор: Freepik.com
Фрунзенский районный суд недавно удовлетворил иск пользователя каршеринга к ООО "Яндекс.Драйв" о защите прав потребителей. Гражданин требовал вернуть средства, списанные компанией с его счёта, и отменить пункт договора, согласно которому судиться с "Яндексом" можно только в Москве.
Как говорится в решении суда, 5 марта 2023 года мужчина взял в аренду каршеринговый Ford Tranzit. А в конце июня ему поступило уведомление об уплате ущерба по восстановительному ремонту автомобиля на 37,6 тыс. рублей, которые были списаны безакцептно с его счёта.
Гражданин направил в "Яндекс.Драйв" претензию с фотографиями до получения автомобиля и после его сдачи, на которых видно, что повреждений на автомобиле не было. Однако претензия была оставлена без удовлетворения.
"На фотографиях, направленных ответчиком по запросу суда, видно, что автомобиль имеет повреждения только в нижней части, что не соответствует представленному заказу–наряду", — отметил суд в своём решении. Также было отмечено, что владелец машины не обращался за выплатами в страховую компанию.
Суд взыскал с ООО "Яндекс.Драйв" списанную сумму, 2 тыс. рублей компенсации морального вреда и 19,8 тыс. рублей штрафа по закону о защите прав потребителей. Также судом был признан незаконным и отменён пункт договора о том, что все споры с каршерингом должны рассматриваться в судах Москвы.
По данным Электронной картотеки судов общей юрисдикции Петербурга, решение не было оспорено.
Эта история получила неожиданное продолжение. На неё обратил внимание депутат Заксобрания Петербурга Алексей Цивилёв, который направил обращение генпрокурору Игорю Краснову с просьбой провести проверку законности включения аналогичных пунктов о подсудности споров в договоры аренды других сервисов каршеринга.
Призывы ужесточить регулирование каршеринга звучат постоянно. Эта история может стать одним из аргументов в пользу такого решения.