Не только "подай–принеси": дефицит кадров начали закрывать за счёт стажёров

Работодатели стали активнее привлекать людей на стажировку
Автор фото: vostock-photo

Бизнес борется с дефицитом кадров, привлекая стажёров.

Бизнес стал активнее привлекать людей на стажировки. В 2024 году количество таких программ в разных сферах уже выросло на 11%. Причём в большинстве случаев (77%) компании готовы оплачивать труд стажёров, сообщается в исследовании компании Future Today. Так работодатели пытаются хотя бы частично компенсировать кадровый дефицит.

Не временщики, а сотрудники

По данным hh.ru, с января по октябрь 2024 года российские работодатели указали более чем в 54 тыс. вакансий возможность прохождения стажировок. Это на 30% больше, чем в прошлом году за то же время. Петербург не отстаёт от общего тренда: более 4 тыс. стажировок было открыто на местном рынке труда, что на 13% больше, чем в 2023–м. Чаще всего стажировки в Петербурге можно найти в вакансиях, связанных с IT–сферой, промышленностью, ретейлом и тяжёлым машиностроением. Средняя зарплата, которую готовы предложить стажёрам работодатели, в городе на Неве выросла на 26%, до 62,8 тыс. рублей. Кроме того, работодатели стали на 300% чаще предлагать оплату проезда.
"В вопросе обучения новых сотрудников мы тоже видим хорошую динамику. 71% работодателей предлагают его новичкам. Компании воспринимают стажёров уже не как временщиков, которых можно использовать в формате “подай–принеси”, а именно как потенциальных работников. Которых есть смысл познакомить с компанией и функционалом, углубить в ценности бизнеса и, как следствие, закрепить в будущем на новом месте работы", — рассказывает директор hh.ru СЗФО Юлия Сахарова.
По данным SuperJob, в Петербурге на стажировки молодых специалистов принимают семь из 10 компаний. Причём на производствах стажёры могут зарабатывать до 80 тыс. рублей в месяц.

Со студенческой скамьи

Участники рынка отмечают, что если раньше проведение стажировок и обучение внутри компании было конкурентным преимуществом, то сейчас это неотъемлемая часть работы многих крупных компаний. В частности, об этом говорят представители IT–сектора и телекома.
В "Рексофт" предлагают два вида программ: дообучение и стажировка либо просто стажировка на внутреннем проекте компании для получения опыта. Программы занимают от 2 до 6 месяцев. Они подходят и для студентов, и для переквалифицировавшихся кандидатов вне зависимости от их возраста. В рамках программы стажёры получают компетенции, соответствующие позиции младшего инженера–программиста.
"Странно для простых, рутинных задач использовать специалистов с многолетним опытом. Куда разумнее предложить им роль куратора, а задачи отдать новичку. Из неочевидных плюсов я бы ещё отметил омолаживание компании. Молодые специалисты добавляют воздуха, динамики и свежих идей, заряжая коллектив энергией", — поделился руководитель тренинг–центра группы "Рексофт" Григорий Силкин.
В ГК "Корус Консалтинг" стажёрская программа включает теоретическое обучение, взаимодействие с наставниками и работу на проекте (реальном или смоделированном). Участники проходят те же этапы, что и при реальных кейсах с заказчиком, но в более сжатые сроки. После защиты проектов лучшие получают офферы в компанию.
Как рассказала руководитель направления развития бренда работодателя ГК "Корус Консалтинг" Мария Ленкина, за последний год были проведены четыре стажёрские программы в разных департаментах. Причём стажёров ищут не только на джоб–платформах, но и напрямую в вузах. С весны 2023 года "Корус Консалтинг" стал одним из стратегических партнёров Высшей школы экономики в Санкт–Петербурге и принял участие в разработке новой программы магистратуры "Бизнес– и ИТ–архитектура высокотехнологичных компаний".
В "Билайне" приглашают студентов и недавних выпускников в различных областях: связь, IT, продажи и управление проектами.
"Мы принимаем студентов 3–4–го курсов на эти программы с полной или неполной занятостью, оформляя трудовые договоры на срок до одного календарного года. Петербург — один из лидеров по оперативному закрытию стажёрских позиций. Конверсия в штат по Петербургу составляет более 60%", — отметили там.

Наём без ошибок

Сфера ретейла тоже вкладывается в это направление. У Х5 Group продолжается набор студентов и молодых специалистов на программу–погружение "Бизнес Кэмп" в центральный офис компании в Москве. Участникам предлагают попробовать разные сферы и разные бизнесы в составе Х5 (5Post, "Много лосося", Х5 Media, Х5 Digital, "Перекрёсток" и т. д.), чтобы они понимали, в каком направлении им легче всего реализовать свои амбиции.
"На выбор более 70 вакансий по 40 разным направлениям, включая клиентский опыт, кибербезопасность, онлайн–доставку, ESG, благотворительность, маркетинг, HR. На данный момент мы получили 2,7 тыс. заявок. Податься на программу могут студенты 3–4–го курсов бакалавриата, 1–2–го курсов магистратуры и выпускники", — поделились в пресс–службе.
Попробовать себя в качестве стажёра начинающие специалисты могут и в сфере консалтинга. Время от времени такую возможность предлагают в NF Group: участникам доступно обучение методам анализа данных в сфере недвижимости, а также доступ к базам данных и реальным проектам под руководством опытных специалистов.
"Мы можем выявить перспективных аналитиков и подготовить их к постоянной работе в команде, что снижает риски ошибок при найме. Наконец, такие программы формируют позитивный имидж на рынке труда, что важно в условиях высокой конкуренции за таланты в отрасли", — уверен генеральный директор NF Group в Санкт–Петербурге Константин Лосюков.