Россияне стали чаще покупать отечественный алкоголь. Зарубежные напитки никуда не делись, но цены на них выросли. При этом алкомаркеты остаются одними из самых активных арендаторов коммерческой недвижимости.
Российские торговые сети и дистрибьюторы адаптируются к новым условиям, расширяя сотрудничество с отечественными производителями и налаживая поставки из стран, не присоединяющихся к санкциям против России.
Импорт налажен
Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Максим Черниговский рассказал "ДП", что в настоящее время основными поставщиками иностранного алкоголя в Россию являются Аргентина, Чили, ЮАР, Грузия, Сербия и другие дружественные страны. Из этих государств ввозятся вина, коньяк, виски и другие напитки, которые пользуются спросом у российских потребителей.
Поставки сейчас довольно стабильны, но цены по сравнению с досанкционными временами выросли в 2–3 раза.
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге доктор экономических наук Александр Дмитриев замечает, что в последнее время наблюдается рост как внутреннего производства, так и показателей импорта алкоголя в Россию, а по некоторым позициям уже достигнуты докризисные значения.
Объём импорта в 2024 году по сравнению с 2023–м вырос практически во всех категориях крепкого алкоголя. Например, объём импорта виски за первые 9 месяцев текущего года увеличился на 28%, а поставки бренди обогнали даже показатели 2021–го на 38,5%.
В компании Ladoga рассказали, что крупные федеральные ретейлеры самостоятельно занимаются импортом продукции и некоторые из них стабильно входят в топ импортёров. Это не значит, что на их полках только то, что они возят самостоятельно, но зачастую собственный импорт — это доминирующая доля на их полках. Сильны позиции крупных импортёров, которые самостоятельно сопровождают всю товаропроводящую цепочку.
“
"Тренд рынка — это снижение потребления вина и рост потребления крепких напитков. Мы связываем рост продаж крепкой продукции со снижением интереса к винодельческой продукции, цена на которую попала под давление мер по повышению ввозных пошлин и акциза. Основной удар пришёлся на вина из недружественных стран. Потребитель, который решил отказаться от этой продукции, лишь отчасти перешёл на вина российских виноделов и вина из дружественных стран. Существенная часть аудитории перешла в категорию крепких спиртных напитков", — замечают в компании.
Российское в тренде
За первые 9 месяцев 2024 года объёмы производства отечественных игристых и шампанских вин выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, тихих вин — на 8%, водки — на 1,5%, коньяка — на 17%, что способствует удовлетворению внутреннего спроса.
“
"Доля иностранной продукции сократилась из–за ограничений импорта из ЕС и США и переориентации потребителей на отечественные бренды. Общая тенденция указывает на постепенное усиление позиций российского алкоголя на внутреннем рынке", — комментирует Максим Черниговский.
Если говорить о тенденциях в пивоваренной отрасли, то переориентация потребителя на российскую продукцию подтверждается статистикой продаж. В пресс–службе компании "Балтика" отмечают, что, по данным ЦРПТ, 95% проданного пива в июне–августе — отечественного производства.
Снижение внимания потребителей к импортной продукции — это новые возможности для российских предприятий. Те из них, что обладают достаточными производственными мощностями, запускают всё больше новинок. Согласно статистике NielsenIQ Россия, в прошлом году среди всех алкогольных напитков именно пиво показало наибольшее количество новых позиций — почти 750 SKU.
В Ladoga также подтверждают, что на полках сетей и специализированной розницы стало существенно больше российских алкогольных напитков.
"Российская алкогольная промышленность развивалась бы ещё успешнее, если бы список товаров, разрешённых к ввозу путём параллельного импорта, был скорректирован с учётом категорий, в которых отечественные производители сильны и в состоянии покрыть потребность рынка без массового ввоза зарубежных продуктов", — считают в компании.
Урочные часы
Многое может измениться из–за регулирования рынка. Максим Черниговский напоминает, что в Ленинградской области с 1 сентября 2024 года введены временные ограничения на продажу алкоголя в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах (МКД), кроме ресторанов. Для них установили такой же режим, как для розничных магазинов, — с 23:00 до 09:00.
В Петербурге пока идёт обсуждение аналогичных мер. Речь о временном промежутке с 22:00 до 11:00.
“
"Меры ужесточения, принимаемые в Ленобласти и Петербурге в отношении объектов общественного питания, имеют избыточный характер и могут привести к существенному снижению доходов бизнеса, развитию нелегального оборота и ухудшению условий для законопослушных предприятий", — уверен Черниговский.
Александр Дмитриев добавляет, что слишком серьёзные ограничения помимо положительного эффекта могут сопровождаться и отрицательными последствиями, такими как дефицит алкоголя, падение доходов бюджета государства от продажи спиртного, развитие нелегального рынка.