Российский алкоголь вытеснил импорт с полок магазинов

Россияне стали чаще покупать отечественный алкоголь. Зарубежные напитки никуда не делись, но цены на них выросли. При этом алкомаркеты остаются одними из самых активных арендаторов коммерческой недвижимости.

Российские торговые сети и дистрибьюторы адаптируются к новым условиям, расширяя сотрудничество с отечественными производителями и налаживая поставки из стран, не присоединяющихся к санкциям против России.

Импорт налажен

Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Максим Черниговский рассказал "ДП", что в настоящее время основными поставщиками иностранного алкоголя в Россию являются Аргентина, Чили, ЮАР, Грузия, Сербия и другие дружественные страны. Из этих государств ввозятся вина, коньяк, виски и другие напитки, которые пользуются спросом у российских потребителей.
Поставки сейчас довольно стабильны, но цены по сравнению с досанкционными временами выросли в 2–3 раза.
Заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт–Петербурге доктор экономических наук Александр Дмитриев замечает, что в последнее время наблюдается рост как внутреннего производства, так и показателей импорта алкоголя в Россию, а по некоторым позициям уже достигнуты докризисные значения.
Объём импорта в 2024 году по сравнению с 2023–м вырос практически во всех категориях крепкого алкоголя. Например, объём импорта виски за первые 9 месяцев текущего года увеличился на 28%, а поставки бренди обогнали даже показатели 2021–го на 38,5%.
В компании Ladoga рассказали, что крупные федеральные ретейлеры самостоятельно занимаются импортом продукции и некоторые из них стабильно входят в топ импортёров. Это не значит, что на их полках только то, что они возят самостоятельно, но зачастую собственный импорт — это доминирующая доля на их полках. Сильны позиции крупных импортёров, которые самостоятельно сопровождают всю товаропроводящую цепочку.
"Тренд рынка — это снижение потребления вина и рост потребления крепких напитков. Мы связываем рост продаж крепкой продукции со снижением интереса к винодельческой продукции, цена на которую попала под давление мер по повышению ввозных пошлин и акциза. Основной удар пришёлся на вина из недружественных стран. Потребитель, который решил отказаться от этой продукции, лишь отчасти перешёл на вина российских виноделов и вина из дружественных стран. Существенная часть аудитории перешла в категорию крепких спиртных напитков", — замечают в компании.
Автор: Сергей Коньков / "ДП"

Российское в тренде

За первые 9 месяцев 2024 года объёмы производства отечественных игристых и шампанских вин выросли на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, тихих вин — на 8%, водки — на 1,5%, коньяка — на 17%, что способствует удовлетворению внутреннего спроса.
"Доля иностранной продукции сократилась из–за ограничений импорта из ЕС и США и переориентации потребителей на отечественные бренды. Общая тенденция указывает на постепенное усиление позиций российского алкоголя на внутреннем рынке", — комментирует Максим Черниговский.
Если говорить о тенденциях в пивоваренной отрасли, то переориентация потребителя на российскую продукцию подтверждается статистикой продаж. В пресс–службе компании "Балтика" отмечают, что, по данным ЦРПТ, 95% проданного пива в июне–августе — отечественного производства.
Снижение внимания потребителей к импортной продукции — это новые возможности для российских предприятий. Те из них, что обладают достаточными производственными мощностями, запускают всё больше новинок. Согласно статистике NielsenIQ Россия, в прошлом году среди всех алкогольных напитков именно пиво показало наибольшее количество новых позиций — почти 750 SKU.
В Ladoga также подтверждают, что на полках сетей и специализированной розницы стало существенно больше российских алкогольных напитков.
"Российская алкогольная промышленность развивалась бы ещё успешнее, если бы список товаров, разрешённых к ввозу путём параллельного импорта, был скорректирован с учётом категорий, в которых отечественные производители сильны и в состоянии покрыть потребность рынка без массового ввоза зарубежных продуктов", — считают в компании.

Урочные часы

Многое может измениться из–за регулирования рынка. Максим Черниговский напоминает, что в Ленинградской области с 1 сентября 2024 года введены временные ограничения на продажу алкоголя в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах (МКД), кроме ресторанов. Для них установили такой же режим, как для розничных магазинов, — с 23:00 до 09:00.
В Петербурге пока идёт обсуждение аналогичных мер. Речь о временном промежутке с 22:00 до 11:00.
"Меры ужесточения, принимаемые в Ленобласти и Петербурге в отношении объектов общественного питания, имеют избыточный характер и могут привести к существенному снижению доходов бизнеса, развитию нелегального оборота и ухудшению условий для законопослушных предприятий", — уверен Черниговский.
Александр Дмитриев добавляет, что слишком серьёзные ограничения помимо положительного эффекта могут сопровождаться и отрицательными последствиями, такими как дефицит алкоголя, падение доходов бюджета государства от продажи спиртного, развитие нелегального рынка.

Поближе к дому

На прошлой неделе несколько читателей "ДП" сообщили о том, что в популярной сети "Красное & Белое" ассортимент якобы существенно сократился. По одной из версий, причиной могла стать нехватка водителей для внутригородской развозки. То есть дело, скорее всего, оказалось в системных проблемах, которые переживает сейчас весь рынок труда, — именно водители грузовиков называются в списке дефицитных специальностей чаще всего.
Так или иначе спустя буквально несколько дней ситуация, по мнению читателей, нормализовалась. В самой компании от комментариев отказались.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин обращает внимание на то, что, хотя "Красное&Белое" остаётся лидером и общее количество магазинов у них уже превысило тысячу, темпы открытий новых точек упали.
Тем временем алкомаркеты продолжают осваивать рынок Северной столицы. Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов отмечает, что неоспоримыми лидерами в городе являются "Красное&Белое", "Бристоль", "Винлаб" и "Ароматный мир". Спрос на покупку франшиз алкомаркетов в этом году в целом выше на 5%. Некоторые собственники помещений даже специально адаптируют их под открытие алкомаркетов, чтобы повысить ликвидность.
Также появляются новые игроки. Ретейлер "Лента" открыл компактные винно–продуктовые магазины под брендом "Вингараж". Сейчас в Петербурге и Ленобласти работает уже восемь точек.
"Традиционно развивается тренд на формат “магазин у дома”. Особо актуально это в развивающихся и активно застраиваемых локациях: Московский и Приморский районы, Мурино и Кудрово. Такой формат подразумевает и расширение ассортимента представленных товаров", — замечает Юрий Изосимов.
Ажиотажного спроса со стороны алкомаркетов сейчас не наблюдается, как это было в прошлые периоды активного развития супермаркетов. Рынок в основном занят сетевыми магазинами, и новый спрос на алкомаркеты приходится на первые этажи жилых комплексов в спальных районах, что обеспечивает шаговую доступность для местных жителей в формате "магазин у дома". Точечно развиваются винные дистрибьюторские сети, такие как "Ладога", SimpleWine, JOIA fine wines & spirits и "Виниссимо". Они ориентируются не только на один ЖК, но и на весь микрорайон, отдавая предпочтение помещениям с большими витринами и обязательно с парковкой, чтобы охватить более широкий круг покупателей.
Анна Лапченко
директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге
Импорт в меньшей степени идёт напрямую (из стран–производителей Франции, Италии, Испании и др.). Но наращивается через третьи страны: Литву, Латвию, Польшу, Грузию, Армению. Такая ситуация сложилась ещё в 2023 году и сохраняется до сих пор. Также кратно выросли поставки отдельных напитков (виски, джин и др.) из Индии и Китая. Объём импортного алкоголя снизился, особенно европейских вин, но дефицита нет. В настоящее время практически весь алкоголь, который был в 2021 году на полках и исчез в 2022–м, вернулся в магазины. Поэтому спрос значительно не изменился. Несмотря на то что продажи российских виски, рома, текилы и других традиционно импортных напитков растут, спрос на зарубежные марки остаётся высоким. Что касается водки, то здесь отечественный продукт как был лидером, так и остался. На полках торговых сетей однозначно стало больше российского алкоголя, но в основном это аналоги зарубежных напитков, которые исчезли с полок в 2022 году. За 9 месяцев текущего года, по данным Росалкогольтабакконтроля, продажи алкоголя (без учёта пива, пивных напитков, сидра и медовухи) выросли на 1,4%, до 166,6 млн дал. Особенно быстро росли продажи ликёро–водочных изделий (+16,1% г/ г), виски, джина, рома. Сильнее остальных снижались продажи слабоалкогольных напитков (–13,1%) из–за значительного повышения акцизов в мае этого года.
Игнат Иванов
аналитик ФГ "Финам"
Алкомаркеты — один из самых популярных форматов, который активно развивается, растёт количество новых магазинов. Открываются они во всех районах города, особенно в новых спальных районах. "Красное & Белое" отличается тем, что арендует, по мнению других компаний, неликвидные места. Лишь бы занять эту нишу и охватить данную локацию района или даже конкретный дом.
Полина Фиофилова
директор по развитию агентства коммерческой недвижимости Knru