Стройка за полцены: Ленобласть повысила привлекательность для девелоперов

Застройщикам сделали поблажку по выкупу социалки в Ленобласти
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

В Ленобласти придумали новый стимул для застройщиков в отсутствие дешёвой ипотеки. Компании могут сэкономить на социальной инфраструктуре. Власти надеются таким образом в том числе стимулировать КРТ.

Как рассказал зампред правительства Ленинградской области Евгений Барановский, застройщики получат право на выкуп построенных ими детских садов и школ, введённых в эксплуатацию с 1 января 2024 года, за 50% от стоимости строительства. Сейчас это значение колеблется от 0 до 33%.
"Мы предлагаем новые меры для стимулирования рынка, которые позволят и дальше гармонично развивать новые кварталы новостроек", — заявил чиновник.
Как говорят эксперты, строительство одного места в школе обходится застройщикам от 1,5 млн до 2 млн рублей, одного места в детском саду чуть дешевле — от 900 тыс. до 1,2 млн.

Как девелоперов отправляли в школы

Как и в Петербурге, областные власти ещё несколько лет назад переложили часть расходов на социальную инфраструктуру на застройщиков. При этом правила несколько раз менялись. Так, до 2017 года в Ленобласти действовала программа "Соцобъекты в обмен на налоги". По ней власти выкупали у застройщиков социалку по цене Минстроя на сумму до 70% от уплаченных ими налогов в казну региона. Но с ростом объёмов строительства эта программа стала слишком затратной для региона.
С 1 января 2018 года была запущена программа "Светофор". Территорию области поделили на разные зоны — от красной до зелёной, где действовали разные правила выкупа соцобъектов. В зелёной (самой удалённой от Петербурга) продолжали выкупать по–старому (впрочем, там особо и не строили), в красной — с самыми привлекательными местами — размер "кешбэка" менялся. Три года власти возвращали 50% стоимости соцобъектов, с января 2021–го — 33%, а с 2024–го — 10%.
"Стоимость “квадрата” жилья неизбежно вырастет. Но вопрос с обеспеченностью региона соцобъектами будет решён", — прогнозировал в 2017 году губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, анонсируя "Светофор".
В итоге, по данным областных властей, с начала действия программы "Соцобъекты в обмен на налоги" было заключено 63 соглашения с застройщиками и построено 105 объектов — 84 детских сада и 21 школа. Впрочем, как отмечали девелоперы, выкуп за треть от стоимости зачастую обходился им дороже, чем просто подарок.
"Из–за того, что нормативная стоимость выкупа довольно существенно отличалась от фактической себестоимости соцобъектов, а с неё ещё надо заплатить налоги, которые за последние годы подросли, иногда такая продажа уходила в минус", — рассказывал "ДП" один из областных застройщиков.
Теперь вместо "Светофора" приходит новый формат.

Как будет работать новая программа выкупа социалки

Как пояснили в областном строительном блоке, главным распорядителем средств компенсаций по обновлённой программе станут муниципалитеты. Они должны будут определить необходимость в новых соцобъектах и подать соответствующие заявки. Субсидии из областного бюджета Ленинградской области для приобретения у застройщиков построенных объектов пойдут в рамках государственной программы "Современное образование Ленинградской области".
Схема работы будет такова: застройщик заключает соглашение, разрабатывает проект, получает согласование архитектурно–градостроительного облика, заключение экспертизы, разрешение на строительство. "Дальше он строит объект, получает разрешение на ввод, обращается в район с предложением о передаче в муниципальную собственность, получает от района предложение с расчётом стоимости приобретения здания объекта образования (земельный участок передаётся безвозмездно), передаёт объект до момента выкупа в безвозмездное пользование", — пояснили в аппарате Евгения Барановского.
Затем по итогам отбора муниципальных образований и объектов для выкупа областные власти перечисляют муниципалитету средства на выкуп, муниципалитет заключает муниципальный контракт на приобретение объекта и перечисляет средства застройщику.
Интересно, что, согласно заявлению Евгения Барановского, предложение областных властей должно стать новым аргументом в пользу работы с проектами комплексного развития территорий (КРТ). Сейчас, по данным Минстроя РФ, в области реализуется лишь один такой проект — Гатчинская гольф–деревня. Впрочем, на прошлой неделе GloraX, группа "Самолет" и правительство Ленобласти заключили договор о КРТ в посёлке Романовка. Соглашение предполагает строительство 525 тыс. м2 жилья на участке площадью 51,7 га.

Маятниковая застройка

Опрошенные "ДП" застройщики согласны, что новые правила могут стать одним из стимулов для запуска новых проектов в области и даже миграции компаний из Петербурга. В последние годы это уже неоднократно происходило.
Так, в 2011 году губернатор Петербурга Георгий Полтавченко на 2 года почти полностью заморозил согласование жилого строительства в городе. Именно в этот период началась массовая застройка Мурино, Девяткино, Бугров и Кудрово. Если в 2011–м в области ввели 1 млн "квадратов", то в 2013–м — 1,4 млн, в 2014–м — 1,8 млн, в 2015–м — уже 2,4 млн. А начиная с 2017 года ежегодный ввод жилья в окрестностях Петербурга превышает 2,5 млн м2.
К 2017–му областные власти спохватились и поняли, что социальная инфраструктура не успевает за жильём. Тогда стали вводить ограничения на высотность застройки (до 7–10 этажей), выкуп социалки у застройщиков, а потом по примеру города и заключать с девелоперами договоры о строительстве объектов за счёт бизнеса. В этот момент маятник качнулся обратно в город, так как при прочих равных маржинальность строительства в Петербурге оставалась выше.
С 2021 года в Петербурге начала работать Градостроительная комиссия, которая нагружает практически каждый жилой проект соцобязательствами, которые в среднем составляют 20–25 тыс. рублей на 1 м2 жилья. Пока работала субсидированная ипотека, такая нагрузка была по силам застройщикам.
Но уже с весны в агломерации наблюдается общий тренд на смещение покупательского спроса обратно в Ленинградскую область. Он обуславливается тем, что льготных ипотечных программ практически не осталось, а цена на квартиры в Петербурге в несколько раз превышает стоимость аналогичного жилья в Ленобласти.
При этом девелоперские компании продолжают наращивать земельный банк в Ленобласти. Так, из общего объёма приобретённой в этом году в Петербургской агломерации земли 93%, или 647 га, пришлось на область (Ломоносовский, Всеволожский и Выборгский районы). Средняя площадь приобретённого в регионе участка составила 59 га, что почти в 20 раз превышает аналогичный показатель по Петербургу (3 га).
Сделает ли новая инициатива областных властей себестоимость строительства ещё ниже — пока непонятно.
"Она лишь может несколько снизить общие затраты на проект, — полагает директор одной из строительных компаний. — Учитывая текущие ставки по кредитам, подобные меры кардинально не изменят ситуацию, так как строительство социальной инфраструктуры, как и самого проекта, идёт за счёт банковского кредита, который гасится только после выкупа".
Несмотря на то что в Петербурге девелоперы на безвозмездной основе передают городу соцобъекты, рыночная стоимость жилья позволяет включать в себя их стоимость. В Ленобласти цена за "квадрат" ниже, поэтому инициатива властей Ленобласти о выкупе соцобъектов за 50% от стоимости строительства будет стимулировать застройщиков и дальше развивать в регионе проекты в формате квартальной застройки, а также работу с КРТ. Таким образом, у девелоперов будет стимул создавать соцобъекты, отвечающие современным вызовам. Например, строить школы с мастерскими и кабинетами робототехники, медиалабораториями, коворкингами, фаблабами, бассейнами и т. д. О снижении себестоимости строительства благодаря такой инициативе сказать сложно. Всё зависит от локации, от конкретного проекта (нужно учитывать количество лотов и квартир в проекте и качество используемых стройматериалов, затраты на благоустройство и озеленение), стоимости квадратного метра в локации и многих других факторов.
Анна Крючкова
представитель ГК Novoselie Development
Инициативу правительства Ленинградской области девелоперское сообщество может только приветствовать. Привлекательность условий реализации проектов повышается. Как девелопер, уже работающий в Ленобласти и уверенно расширяющий географию присутствия и портфель, мы будем учитывать готовность региона компенсировать 50% затрат на строительство социальной инфраструктуры в финансовых моделях наших проектов. Стоит отметить, что себестоимость реализации социальной инфраструктуры снизится всё же не на 50%, а меньше, поскольку компенсация от региональных властей учитывает только затраты на строительно–монтажные работы, тогда как стоимость земельного участка под социальный объект не возмещается. Кроме того, эти средства девелопер может получить только после ввода объекта в эксплуатацию, что подразумевает затраты застройщика на условиях проектного финансирования на строительство и их частичную компенсацию с временным лагом. С учётом перехода от безденежных соглашений на передачу объектов в дар региону к соглашениям по продаже объектов, пусть и за 50% стоимости, ответственность застройщиков возрастает. Вероятно, это нововведение в том числе очистит региональный рынок от недобросовестных игроков и положительно скажется на развитии городской среды.
Денис Лебедев
акционер GloraX
Любая инициатива от правительства, которая позволяет застройщику надеяться на улучшение финансовой модели в условиях, когда эта модель ежемесячно пересчитывается банком в худшую сторону, приветствуется и обнадёживает. Застройщики мигрируют в область, так как земельный банк в черте города истощается. Выкуп — приятный бонус для застройщика, но не является определяющим при выборе пятна под застройку. Однако в сочетании с фактором более прогнозируемого получения разрешения на строительство в области, чем в Петербурге, сегодня это всё же может послужить поводом для усиления миграции.
Филипп Шраге
генеральный директор СК "Кронунг Групп"