КМЗ поставит Балтийскому заводу катера и краны для ледоколов проекта 22220 и плавучих энергоблоков, которые верфь строит для освоения Севморпути.
Контракты на строительство двух катеров для "Якутии" и "Чукотки", а также двух мостовых кранов для атомных плавучих энергоблоков всего на 104 млн рублей Кингисеппский машиностроительный завод (КМЗ) и Балтийский завод подписали этой осенью. Предыдущий контракт привёл к скандалу.
На лёд и на берег
Самоходные маломерные суда с закрытой рубкой, предназначенные для работы в суровых климатических условиях (низкие температуры, шуга, мелкий, разбитый лёд), КМЗ проектирует сам в соответствии с техтребованиями заказчика. Они делаются из алюминиево–магниевого сплава Amr–5М с усиленными характеристиками остойчивости и непотопляемости.
Судам предстоит перевозить людей и небольшие партии грузов, высаживать их на необорудованный берег или льдину. Катер сможет взять на борт 12 человек или 1000 кг, участвовать в расстановке боновых заграждений.
Катера изготовят на производственной площадке КМЗ в Кировском районе Ленобласти, стоимость контракта — 47 млн рублей. На "Якутии" и "Чукотке" оба катера должны оказаться к августу 2025 года. Контракт подписан в середине ноября, "Якутия", которую планируется передать "Атомфлоту" в этом декабре, первое время будет плавать без катера, "Чукотка" получит его своевременно.
Для КМЗ это второй опыт поставки катеров для атомоходов Балтийского завода (входит в Объединённую судостроительную корпорацию — ОСК). Первый такой контракт датируется февралём 2020 года — КМЗ поставил тогда два шестиместных катера РК–700 (проект 0380) для головного ледокола проекта 22220 "Арктика", что в конце 2023 года привело к скандалу ("ДП" писал об этом 1 декабря 2023 года).
Из–за задержки оплаты Кингисеппскому заводу пришлось взыскивать с Балтийского часть оплаты за второй катер в суде, и после вступившего в законную силу решения из–за технической ошибки 9,6 млн рублей Балтийский завод перевёл на счёт Кингисеппского дважды.
Владелец КМЗ Михаил Даниленко отказался возвращать ошибочно взысканные деньги, высказав таким образом возмущение сложившейся в ОСК практикой исполнять финансовые обязательства только после проигранных арбитражных споров, а до того пользоваться деньгами подрядчиков. Позже стороны помирились, КМЗ вернул ошибочно полученные деньги.
Краны для реакторов
Мостовые краны грузоподъёмностью 3,2 тонны один раз уже были предметом контракта между Кингисеппским и Балтийским заводами — по одному такому крану установят на "Якутии" и "Чукотке". Они предназначены для грузоподъёмных операций внутри центрального отсека ледокола. Соответствующий контракт датируется декабрём 2020 года.
Для КМЗ это был первый опыт изготовления мостовых кранов для работы на судах в условиях вечной мерзлоты. В апреле 2024 года завод получил сертификат Российского морского регистра судоходства, что и позволило в середине октября выиграть тендер на изготовление таких кранов для другого проекта Балтийского завода — строительства двух модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) проекта 20871.
МПЭБ проекта 20871 разработало петербургское АО "Невское ПКБ" по заказу госкорпорации "Росатом". Энергоблоки предназначены для работы в качестве источника электроэнергии в составе инфраструктуры, включающий береговые гидротехнические и технологические сооружения, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Они создаются на базе ядерных реакторных установок РИТМ–200С (делает АО "ОКБМ Африкантов"). Каждый энергоблок должен выдавать в береговые сети до 106 МВт электроэнергии.
Как сообщал в июне отраслевой портал "ПортНьюс", в 2021 году "Атомэнергомаш" (машиностроительный дивизион "Росатома") заключил договоры на постройку четырёх МПЭБов для энергообеспечения Баимской рудной зоны (Чукотка). Из–за сжатых сроков и высокой загрузки отечественных верфей решили изготавливать корпуса для первых двух энергоблоков в Китае. Корпуса третьего и четвёртого МПЭБов, как сообщили в "Росатоме", скорее всего, также будут строиться в Китае, а достраиваться на Балтийском заводе.
Краны для МПЭБа предполагается применять для перемещения грузов из аппаратных в помещение шлюза люковых закрытий, в том числе в процессе перезарядки реакторных установок, включая перемещение тепловыделяющих сборок. КМЗ сам проектирует мостовые краны и строит их на производственной площадке в посёлке Назия Ленинградской области.
Контракт на поставку двух мостовых кранов для МПЭБов Кингисеппский и Балтийский заводы подписали в конце сентября. По его условиям КМЗ должен поставить краны к сентябрю 2025 года, стоимость контракта составила 57 млн рублей.
"В моём понимании это надёжный партнёр…"
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что исполнять подряды для верфей ОСК целесообразно параллельно с подрядами для других заказчиков, в том числе негосударственных и иностранных — тогда проблема задержек платежей по госконтрактам не будет слишком болезненной.
"Нужно понимать, что при всех известных недостатках госконтракты выгодны, что бы о них ни говорили. Государство — крупный заказчик, и кроме него на рынке критически мало тех, кто мог бы оплачивать масштабные проекты. От этих денег кормится большая цепочка производителей судового комплектующего оборудования. Отказываться от госзаказов они не будут, а во многих случаях не могут. Я бы предложил подрядчикам подумать о диверсификации контрактной базы, о работе на разных заказчиков — как государственных, так и частных. Работа, конечно, сложная. Особенно это касается зарубежных покупателей, поскольку требует знания международных обычаев, надёжных механизмов оплаты и, если хотите, культурной специфики иностранных контрагентов. Такие меры позволят увереннее себя чувствовать в периоды ожидания платежей по госконтрактам, когда подрядчики ограничены в установлении собственных условий и обеспечительных механизмов по ним", — говорит юрист.
Совладелец и генеральный директор ООО "Морские комплексные системы" (МКС, изготавливает и поставляет судовое комплектующее оборудование, в том числе для Балтийского завода) Павел Зубков называет Балтийский завод надёжным партнёром.
“
"Балтийский завод — серьёзное предприятие, которое возглавляют крепкие профессионалы–судостроители. У завода множество заказов, он востребован, и, думаю, работа на него перспективна для любой петербургской компании, если она качественно и в срок исполнит взятые на себя перед заводом обязательства. В каком–то смысле это даже статус — небольшая компания может с гордостью включить контракты с Балтийским заводом в портфолио — ими можно гордиться. В моём понимании это надёжный партнёр…" — говорит совладелец МКС.