Опасные уроки: новым ЖК в Петербурге не хватает мест для высадки школьников из авто

Школы Петербурга столкнулись с острой нехваткой мест для высадки детей из авто
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Родителям, подвозящим детей в школу, не хватает мест для их безопасной высадки.

По утрам возле школ в петербургских новостройках нередко возникает настоящий транспортный коллапс. Это случается из–за того, что родители массово привозят детей к первому уроку на личных автомобилях. Обычно это происходит по пути на работу.
Читатели "ДП" привели сразу несколько примеров школ, возле которых, по их словам, по утрам случаются заторы. В частности, так происходит в школах на Среднерогатской ул., 9, и на пр. Космонавтов, 21.

Без нормативов

"На данный момент нормативно–правового решения вопроса с пробками возле школ нет", — сообщил "ДП" юрист практики разрешения споров Rightmark Group Максим Бухаров.
Радиус обслуживания (500 метров) фактически не влияет на то, откуда будут приняты ученики в эту школу. Поэтому родители часто вынуждены возить детей на машине. По Правилам землепользования и застройки для парковки установлены следующие требования: одно место на пять работников и одно место на 100 учащихся, но не менее двух мест. Так, по словам юриста, в школе на Среднерогатской предусмотрено 11 парковочных мест на 1,1 тыс. учащихся (то есть для их родителей), а также места для сотрудников.
Как сообщил "ДП" руководитель ООО "Архиоптерикс" (мастерская занимается проектированием детских образовательных учреждений) Михаил Бродач, текущими градостроительными нормами оговорён радиус пешеходной доступности для организаций начального образования не более 300 метров, для основного и среднего образования — не более 500 метров, а также для детских дошкольных учреждений, расположенных в городах, — не более 300 метров.
"Данный норматив существует как минимум с 2010 года, что позволяет сделать вывод о том, что все жилые кварталы, возведённые за прошедшие годы, предполагают, что доступ к объектам образования осуществляется преимущественно пешком от жилых объектов в указанном радиусе", — говорит эксперт.
По его словам, как правило, проектирование улично–дорожной сети и самих объектов образования идут порознь на уровне стыковки сопрягаемых въездов, расположения пешеходных переходов и тому подобного. При этом зона расположения парковочных мест должна быть отнесена от границ участка объекта образования как минимум на 25 метров. Тем более запрещено располагать общественную парковку на территории самого объекта. Исключение делается только для парковки маломобильных групп граждан.
"Исходя из вышесказанного, можно резюмировать, что на данный момент организация парковочных мест около объекта образования для родителей нормативно не предусмотрена", — говорит Бродач.
Заместитель директора проекта "Юнтолово" по развитию социальной инфраструктуры "Главстрой Санкт–Петербург" Михаил Харченко в комментарии "ДП" отметил, что расположение социальных объектов на территории жилого комплекса прорабатывается ещё на стадии подготовки проекта. Застройщики руководствуются требованиями комитета по градостроительству и архитектуре Санкт–Петербурга, а именно Правилами землепользования и застройки, а также санитарно–эпидемиологическими нормами.
В частности, образовательное учреждение необходимо разместить на расстоянии не менее 25 метров от красных линий улиц и проезжей части. Иными словами, школа не может находиться у дороги и в самой глубине квартала одновременно: застройщику важно найти компромисс с точки зрения логистики и удобства пользования соцобъектом.
"Количество социальных объектов и их наполняемость рассчитываются исходя из количества предполагаемого будущего населения ЖК. В большинстве случаев это означает пешую доступность образовательного учреждения для учеников и их родителей. Выезд, остановка и парковка должны быть безопасными как для посетителей учреждения, так и для жителей жилого комплекса. Задача застройщика — грамотно спроектировать этот участок квартала", — сказал Харченко.

Безопасность против комфорта

Проектирование транспортной инфраструктуры вокруг школ ориентировано на две ключевые задачи: обеспечение доступности и комфорта для всех участников движения (пешеходов, автомобилистов, жителей прилегающих территорий) и создание безопасных маршрутов подъезда к образовательным учреждениям, рассказала "ДП" руководитель проектов бюро территориального развития Atlas Елена Трубина.
Она считает, что при проектировании школ необходимо предусматривать зоны для посадки и высадки пассажиров, а также парковки для кратковременной остановки, но с учётом ряда нюансов.
Так, внутри дворов такие зоны должны быть расположены вдоль тротуара, прилегающего к территории школы, чтобы дети могли безопасно выйти не на проезжую часть. Эти зоны должны размещаться вблизи главного входа, чтобы родители могли проследить, как ребёнок входит в школу, без необходимости искать место для парковки.
Если же вход в школу организован с улицы, то подъездные площадки нужно размещать по её обеим сторонам напротив входа и соединить их приподнятым пешеходным переходом.
В любом случае подъездные пути к школам должны проектироваться с ограничением скорости, что достигается использованием извилистости или искусственных неровностей.
Также есть опция устройства закольцованного маршрута посадки–высадки школьников внутри территории школы с организацией одностороннего движения, въезда и выезда и местами кратковременной стоянки для территорий с достаточной площадью и разрешением на организацию обособленного пути автодвижения, не смешивающегося с движением и досугом школьников, добавила Елена Трубина.

Ваши проблемы

Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов в комментарии "ДП" отметил, что по нормативам прямых требований для организации высадки школьников из машин нет. Но дворы действительно не предназначены для массового приезда автомобилей.
"По сути, необходимо делать полосы kiss–n–ride буквально для высадки детей непосредственно к школе, то есть участок тротуара у школы, где с 07:00 до 15:00 запрещена стоянка (не остановка). А если школа далеко от улицы, нужно делать специальный проезд с односторонним движением", — говорит Вергазов. Возможно, в составе этой инфраструктуры нужно делать и остановки автобуса, добавил он.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин в разговоре с "ДП" подчеркнул, что места для парковки у школ теоретически должны быть. Но только не у главного входа (чтобы это как раз не вызывало коллапс). Нужно информировать жителей, где можно высаживать детей, чтобы это было безопасно. При этом, по его мнению, существует "потребительский экстремизм", когда люди требуют бесплатных парковок, в том числе у школ и медучреждений. Но в итоге эти парковки используются не только посетителями этих учреждений. В целом нужно помнить, что "твоя машина — это твоя проблема", добавил Валдин.