Новый уровень: российскому рынку видеоигр прогнозируют интенсивный рост

Автор фото: freepik.com

К 2030 году объём российского рынка видеоигр может достичь 250–260 млрд рублей. Но для этого разработчикам нужно научиться работать под санкциями.

Прогнозами относительно развития российского рынка видеоигр поделился директор компании Strategy Partners Роман Тиняев на фестивале "Российская креативная неделя — Сибирь".
По его словам, с 2019 по 2021 год рынок заметно вырос — со 121 млрд до 178 млрд рублей. Однако в 2022 году произошёл спад — до 168 млрд рублей. Тем не менее уже в 2023 году начался процесс восстановления и рынок достиг 176 млрд рублей. К 2030 году, полагают в Stratаgy Partners, он дорастёт до 250–260 млрд.
Мировой рынок видеоигр также продолжает расти. Согласно прогнозам, его объём увеличится со $189 млрд в 2024 году до $238 млрд в 2030–м.
Опрошенные "ДП" эксперты согласны с такими оценками и полагают, что потенциал российского рынка может быть даже значительно выше. В мире уже давно видеоигры опережают кино и музыку по доходам, так что России есть куда стремиться, считает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников.
"Например, важно развивать систему видеоигровых хабов, первый из которых уже создаётся в Москве. Важно объединять усилия, развивать меры господдержки, грантовое финансирование. Положительно влияет и появление профессиональных объединений", — отметил он.
Такого же мнения придерживается основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов, преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС. По его словам, российский геймдев действительно ожидает стабильный рост — на 5–6% год к году в ближайшие 5 лет.
"Отключение от платёжных систем стало ключевым фактором падения российского рынка видеоигр. Россияне не стали играть меньше, но они лишились возможности платить как раньше. Часть проблемы закрыл серый рынок. Однако интерес к играм в России продолжает только расти. Люди тратят на них всё больше времени, а государство видит в играх важный инструмент распространения нашей культуры", — говорит Сахнов.
Все самые негативные события для индустрии уже произошли, и сейчас эксперты наблюдают планомерное возрождение. Это можно увидеть по цифрам: 6% годового роста против 4% в среднем по миру.
"Уход зарубежных игроков освободил место для локальных разработчиков и платформ. При этом можно фиксировать рост популярности игр, развитие технологий и распространение геймификации в других сферах бизнеса. Государственная поддержка при этом способствует развитию вкупе. Также виден тренд на адаптацию ПК–игр для внутреннего рынка с учётом культурных особенностей. А значит, причин для спада логично не предвидится", — отмечает в свою очередь руководитель направления "Медиа" VK Play, эксперт Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ) Александр Егоров.

С Запада на Восток

В России более 60% населения играют в видеоигры и аудитория постоянно растёт, продолжает в свою очередь Василий Овчинников.
"У нас есть хороший потенциал для развития независимых студий, так как в стране остались талантливые разработчики. Основная проблема сейчас — нехватка инвестиций, но мы активно работаем над привлечением новых средств", — подчёркивает он.
Например, "Ростелеком" совместно с акселератором Indie Go запускает фонд Indie Go Start, который будет помогать независимым разработчикам в создании и продвижении игр. В ближайшие месяцы фонд планирует инвестировать 300 млн рублей в 15 проектов. Подобные инициативы могут значительно поддержать независимых разработчиков, уверен эксперт.
Сахнов отмечает, что санкции 2022 года нанесли колоссальный ущерб сфере разработки игр. Ведь традиционным потребителем российских видеоигр всегда были западные страны. Но отечественные создатели уже адаптировались и строят новый геймдев, ориентированный на внутренний рынок и открытый к партнёрству с ключевым регионом — Азией. Производство игр в России сейчас растёт как никогда ранее.
"Независимые разработчики выпускают множество небольших недорогих игр, получающих популярность во всём мире. Этому способствуют высокое распространение и качество геймдев–образования в России. Большой проблемой остаётся привлечение инвестиций, поэтому продуктов среднего звена у нас пока остаётся мало", — соглашается Константин Сахнов.
Корпорации, частные фонды, инвесторы и государство прикладывают всё больше усилий для решения этой проблемы. Крупные компании обладают достаточными бюджетами, чтобы поддерживать выпуск больших видеоигр.
Про выход на азиатский рынок также говорит эксперт АПРИОРИ Олег Доброштан. "За счёт постепенного роста собственного портфолио игр, усиления позиции российских игровых платформ, поддержки государства, постепенного (но явно очень неторопливого) выхода на платформы стран БРИКС мы увидим значительный рост не ранее чем через 2–3 года", — предупреждает он.
Сахнов считает, что перспективными рынками являются Китай, Корея, Япония и Юго–Восточная Азия, но пока россиянам их не покорить.

Поход в магазин

С расширением санкций российским геймерам фактически отрезали доступ к популярным магазинам игр на ПК и на консолях — Steam, Playstation Store и Microsoft Store. Купить игры стало возможно лишь в обход, через посредников, предпринимая огромное количество усилий. На этом фоне перспективным выглядит развитие собственных проектов. Например, для мобильных разработчиков открыты российские магазины игр.
"Я вижу значительный рост популярности RuStore. На мой взгляд, это действительно важный инструмент, не только обеспечивающий россиянам защиту от санкций, но и демонстрирующий непрерывную работу над качеством. Уверен: он отнимет серьёзную долю у Google Play, заблокировавшего россиянам практически все возможности для платежей", — отмечает Константин Сахнов.
Второй важный игрок среди магазинов — это VK Play. Он активно развивается и получает всё большую популярность. Эксперт уверен, что VK Play увеличит свою долю на рынке. Однако его основной конкурент, Steam, настолько глубоко проник в российский рынок, что им продолжат пользоваться даже в случае прямой блокировки.
"Переход геймеров на российские платформы будет зависеть от эксклюзивности контента и удобства сервисов. Наблюдается тренд на создание собственных платформ для распространения игр — таких как RuStore, ag.ru, “Yandex игры” и VK Play. В Минпромторге обсуждается возможность создания отечественной видеоигровой консоли", — дополняет Василий Овчинников.
При этом он утверждает, что сейчас сложностей с публикацией игр нет — русский язык на третьем месте по популярности на платформе Steam. Российские разработчики спокойно выпускают там свои проекты. Есть проблемы с выводом денег через банки, но их научились преодолевать.
В какой–то мере с ним солидарен CEO Ninsar.Games, эксперт АПРИОРИ Егор Сечинский: "Техподдержка сторов и маркетинг всегда оперативно отвечают и помогают при возникновении вопросов. Продвижение инди– или небольших проектов сопровождается очень высокими финансовыми потерями".
Директор проекта Nau Engine, руководитель рабочей группы "Технологии и софт" АПРИОРИ Александр Мясищев говорит: с точки зрения потребителя переход от одного магазина к другому — это вопрос удобства и комфорта. Сейчас всё ещё можно пользоваться зарубежными цифровыми площадками. Но по мере наполнения новыми играми, развития удобного поиска, сервиса и коммуникации с другими игроками аудитория так или иначе перетечёт на внутрироссийские сервисы.

Творчество и деньги

Большая часть российских геймдевелоперов — люди творческие, которые знают, как создавать игры, но не знают, как строить бизнес–процессы, признаётся Сахнов.
При этом в нынешних условиях существенно выросла стоимость выхода на западный рынок: новичкам нужно вкладываться в регистрацию иностранных компаний, открывать счета, работающие на Западе. Крупные компании, способные открыть представительство в Дубае или на Кипре, вполне справляются с новыми трудностями.
"При этом у нас есть альтернативы в виде азиатских рынков, но пока что у российских разработчиков в массе своей нет опыта ни в юридическом сопровождении бизнеса в Азии, ни в организации каналов обмена средствами с Россией, ни в понимании маркетинга и продвижения в Азии", — подчёркивает Сахнов.
Индустрии требуется новый способ продвижения игр, считает Егор Сечинский. Положительные примеры уже есть.
"Российские платформы VK Play и RuStore оказывают поддержку в продвижении игр. Некоторые новостные издания запускают собственные продукты. Например, IXBT games запустило шоу “Нашы игры”, а “Известия” освещают релизы крупных проектов. Но всё равно этого пока недостаточно, чтобы игровые компании могли не переживать о маркетинге внутри РФ", — резюмирует специалист.