Автодилеры Петербурга отказываются от ряда китайских брендов из–за перенасыщения рынка.
Петербургские автомобильные дилеры стали отказываться от партнёрства с некоторыми китайскими производителями. Как стало известно "ДП", с начала года в городе закрылось более 20 шоурумов, представлявших автомобильные бренды из Китая.
Три источника издания подтвердили вывод нескольких брендов из–за высокой конкуренции на рынке и низкой популярности ряда моделей.
Автодилеры отказываются публично комментировать эти перемены, но рассказали подробности на условиях анонимности.
“
"У нас ушли двое — Omoda и Jaecoo. Их оставили пока в портфеле, но в центральные шоурумы уже поставили другие, более прибыльные бренды", — сообщил источник в автодилерском сообществе.
По его словам, Omoda была на пике популярности в момент дефицита по всем остальным группам китайских конкурентов — в первую очередь Chery, Haval и Geely.
"Как только остальные игроки встали на полный производственный цикл, у Omoda уже был не тот результат продаж. У них также узкая модельная линейка — С5 и S5", — поясняет собеседник издания.
Эту тенденцию подтверждает и другой источник "ДП". По его словам, автодилеры разочаровались в работе с некоторыми китайскими марками.
“
"Работа есть, но в финансы это не выливается. В первую очередь это касается брендов Omoda, Jaecoo и Livan. По поводу Livan мы вообще думали, что он произведёт фурор на рынке: хороший продукт, совместное производство с Geely. Но “не зашло”", — говорит собеседник издания.
В Петербурге хорошо продаются автомобили по относительно низкой стоимости или же хороший премиум, говорит третий источник "ДП".
“
"Ряд китайских брендов не оправдали надежд. Мы это объясняем, во–первых, банальной конкуренцией: доплатив 200–300 тыс. рублей, можно получить автомобиль другого бренда, классом повыше. Во–вторых, у них узкая линейка: тот же Livan поставлял в Россию по сути только Х3 и Х6", — отмечает он.
Автодилеры отказываются от брендов, если продажи на один дилерский центр составляют меньше 10 автомобилей в месяц, говорит автоэксперт Денис Гаврилов. По его словам, в Петербурге это касается также Kaiyi, BAIC, FAW и премиального Seres, который вышел на рынок в середине года, но уже потерял двух дилеров, "взявших" его на старте. Изменили дилерский портфель в городе также китайские марки Dongfeng, JAC и GAC, отмечает эксперт.
По оценке telegram–канала AutoRun SPb, к октябрю текущего года в Петербурге закрылось 23 шоурума, представлявших автомобильные бренды из Китая. Насыщенность портфелей китайскими марками также постепенно снижается. Так, у 25 компаний их меньше пяти. До 10 брендов из Поднебесной присутствует у 10 автохолдингов города. А больше 10 — только у шести крупнейших автодилеров.
Разобрались в нюансах
Российские автодилеры завершили этап знакомства с новыми брендами, которые в большом объёме появились в стране за последние 2 года. По оценкам на июнь текущего года, на российском авторынке представлено около 60 автомобильных марок из Китая, говорил президент Российской ассоциации автодилеров (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Восполнив дефицит, который возник на рынке после ухода европейских, американских и японских автоконцернов, дилеры начали отказываться от тех марок, которые по различным причинам не могут дать необходимый уровень продаж.
Новым направлением становится появление различных суббрендов от лидирующих марок. Причём не только в массовом или среднем сегменте, но и в премиальной нише. "Дилеры сейчас более осторожно оценивают свои возможности по сотрудничеству с такими брендами, так как нет чёткого понимания, какая экономика может с ними сложиться", — поясняет Денис Гаврилов.
По оценке самих авторетейлеров, увереннее других себя сегодня чувствуют бренды, у которых представлено 10 или больше моделей.
Игрокам рынка есть из чего выбирать. По оценкам аналитического агентства "Автостат", с начала года в России официально появилось 100 новых моделей, включая 15 электрических. Уже присутствующие бренды активно обновляли модельный ряд. К примеру, Haval выпустил сразу пять новинок (обновлённый Jolion, H3, H9, рестайлинговые H5 и F7). Столько же их было у Geely (Preface и Сityray, Atlas нового поколения, обновлённый Monjaro, рестайлинговый Okavango).
В свою очередь, Chery выпустила три новые модели (Tiggo 7 pro Max и Tiggo 4 нового поколения, также открылись предзаказы на Tiggo 9). Кроме того, на рынок вышли новые китайские марки: Avatr, Oting, VGV, Knewstar, Soueast, M–Hero, MG, WEY, Seres Aito, Lynk&Co.
Перестроили стратегию
Спрос на новые легковые автомобили в стране в целом и в Петербурге в частности растёт. В январе–октябре в городе зарегистрировали почти 69,5 тыс. новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, подсчитали в аналитическом центре "Автомаркетолог" совместно с сетью дилерских центров "Прагматика". Это на 44% больше, чем за аналогичный период 2023–го. А октябрь и вовсе стал лучшим месяцем за 2,5 года по объёму продаж новых автомобилей.
Отметим, что лидером городского рынка остаётся китайский Haval, за которым следует российская Lada. Обе марки преодолели рубеж 9 тыс. проданных автомобилей. При этом Haval нарастил продажи в Петербурге на 59% (до 9,3 тыс. штук), Lada — на 27% (до 9 тыс.), а занявший третье место Geely — на 60% (до 5,1 тыс.). Из брендов, об отказе от которых рассказали игроки рынка, в городской топ–10 попала только Omoda. Бренд расположился на восьмом месте с падением на 16% (до чуть более 2,5 тыс.).
По оценке автоэксперта Сергея Новосельского, дилеры отказываются скорее не от самих автобрендов, а от неэффективных бизнесов.
“
"Если тот или иной бренд позволяет эффективнее использовать имеющуюся локацию, его оставляют. Если же импортёр “давит” дилера стандартами, высоким уровнем инвестиций, но не обеспечивает нормальным стоком, полноценной маркетинговой поддержкой, адекватными условиями факторинга и другими мерами поддержки, вероятность отказа дилера от такого партнёра довольно высока", — говорит он.
Продажи новых легковых автомобилей в России на 2024 год прогнозировались на уровне 1,3–1,5 млн. Сейчас уже понятно, что они с высокой долей вероятности "пробьют" отметку 1,6 млн. В январе–октябре 2024 года в стране уже продано 1,3 млн новых легковых автомобилей, что на 58% больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, подсчитали в Минпромторге РФ. В том числе в октябре российские дилеры реализовали 168,5 тыс. машин — на 51% больше в годовом выражении и на 15% месяц к месяцу. С большой долей вероятности продажи будут расти и в ноябре–декабре на фоне новостей о росте ставок утильсбора.
Таким образом, этот год становится рубежным для оформления новой структуры авторынка. Основная часть новых брендов уже вышла и закрепилась. Дилеры получили новые франшизы, а в количественном отношении российский рынок вышел на докризисные показатели.
“
"Почти не осталось игроков, готовых хватать что угодно либо заполнить имеющиеся площади. Кроме того, ситуация с ключевой ставкой не располагает к активным новым инвестициям", — поясняет Сергей Новосельский.
По его словам, дилеры всё более тщательно анализируют потенциал того или иного автобренда, прежде чем подавать на него заявку. Но и сами бренды тоже ужесточают требования к отбору новых партнёров, поэтому тренд обоюдный, резюмирует эксперт.