В борьбе с кадровым дефицитом девелоперы начали обучать строительным профессиям школьников
По итогам ноября работодатели Петербурга и Ленобласти разместили на hh.ru более 15 тыс. вакансий, связанных со сферой строительства, недвижимости и проектирования. Это превышает прошлогодний спрос на 17%, а потребность октября — на 2%.
Лидерами по числу вакансий у местных компаний в конце этого года стали инженеры–конструкторы: за последний месяц их искали более 1,6 тыс. раз, рассказывает руководитель пресс–службы hh.ru СЗФО и ЦФО Мария Бузунова.
По росту спроса за год лидируют разнорабочие: более 1,3 тыс. новых рабочих мест только за последний месяц, что на 59% больше, чем в ноябре 2023–го. Кстати, разнорабочие оказались на втором месте и по доле активных вакансий в целом по списку востребованных строительных профессий в Петербурге и Ленобласти. На втором месте — маляры и штукатуры, спрос на них вырос на 26%; на третьем месте — инженеры по эксплуатации (+22% новых вакансий).
“
"Дефицит кадров в строительной сфере достаточно выражен: в Петербурге сейчас на одну вакансию в среднем приходится до четырёх активных резюме от строителей, а в Ленобласти и того меньше — два. Это в 2 раза ниже нормы для рынка труда", — говорит Мария Бузунова.
Год к году параллельно росту спроса на строителей выросли и предлагаемые зарплаты: с 89,7 тыс. до 101,9 тыс. рублей — в Петербурге и с 86,4 тыс. до 100,3 тыс. — в Ленобласти. Таким образом, девелоперы Северной столицы нарастили возможный доход работников на 12,2 тыс. за год, а компании Ленобласти — на 13,9 тыс.
В разрезе профессий сильнее всего предлагаемые зарплаты выросли у брокеров по недвижимости (+100%, до 300 тыс. рублей). Прирос доход и агентов по недвижимости (+46,5 тыс., до 230 тыс.). Среди рабочих профессий существенно увеличились зарплаты в вакансиях для прорабов (+21,5 тыс., до 130 тыс.), геодезистов (+20 тыс., до 140 тыс.), а также маляров и штукатуров (+20 тыс., до 100 тыс.рублей).
Почему на стройках некому работать
Одна из главных причин дефицита кадров — демографическая. Сегодня 25–35 лет — самого активного периода для поиска работы — достигло поколение, родившееся в момент демографической ямы 1990–х. Среди причин нехватки трудовых ресурсов также можно выделить сокращение миграционных потоков и перетекание рабочей силы из строительной отрасли в другие, включая доставку.
Чтобы удержать специалистов, девелоперы в разы поднимают оплату труда.
"Мы видим, как активно увеличивается себестоимость строительства, и рост заработных плат в рабочих специальностях играет в этом не последнюю роль. Он уже в несколько раз превысил инфляцию: зарплатные ожидания для соискателей в строительстве выросли на 20–30%, тогда как инфляция составляет 8,5%", — отмечает вице–президент по корпоративному развитию группы RBI Павел Филиппов.
Чему учат в школах
Чтобы решить проблему нехватки кадров в долгосрочной перспективе, застройщики Петербурга и Москвы начали профориентировать школьников. Так, в сентябре 2024 года в школе №142 Выборгского района Петербурга открылся строительный класс. Проект разработала компания "Главстрой Санкт–Петербург" совместно с администрацией образовательного учреждения и Центром опережающей профессиональной подготовки Петербурга.
У программы несколько этапов. С 8–го класса дети будут углублённо изучать физику, математику, химию и другие дисциплины, которые позволят сформировать общее представление о технических строительных специальностях. В 9–м классе школьники получат свою первую профессию — маляра–штукатура или садовода.
С лучшими учениками, которые решат после сдачи экзаменов пойти в среднее специальное учебное заведение, "Главстрой СПб" обещает заключить договоры на целевое обучение. Те школьники, которые пройдут профильное обучение с 8–го по 11–й класс, вместе с аттестатом о среднем общем образовании получат документ об освоении профессии, связанной с моделированием и BIM–технологиями. В этой же школе можно получить представления и об урбанистике.
Курс "Архитектурно–строительные горизонты: путь к профессии" помогали разрабатывать преподаватели СПбГАСУ. Он предназначен для учащихся 7–10–х классов. Дети разберутся в особенностях работы градостроителей, ландшафтных и средовых дизайнеров, реставраторов.
“
"Сейчас модно быть айтишником, но не проектировщиком, поэтому важно популяризировать строительные специальности, рассказывать о них детям. И на мой взгляд, ребёнку для успешной самореализации в дальнейшем необходимо чувствовать преемственность среднего и высшего образования и будущей профессиональной деятельности. Поэтому важна консолидация школы, вуза и бизнеса в рамках ранней профориентации", — отмечает директор по управлению персоналом "Главстрой СПб" Анна Лях.
В образовательный процесс включён и комитет по строительству Петербурга, который также принимает участие в работе "строительных" классов городских школ. В прошлом году на базе прошедшего при участии Комстроя Международного строительного чемпионата была запущена Школьная лига — всероссийское командное соревнование среди учащихся 8–10–х классов по решению кейсов в сфере строительства.
В этом году комитет во второй раз стал партнёром регионального чемпионата "Искатели профессии", где детям в возрасте от 4 до 13 лет представляют 73 профессии, включая инженерные и строительные. Этапы пройдут на базе 25 государственных и частных образовательных учреждений, включая детские сады, школы, колледжи и дома детского творчества.
Также комитет поддерживает колледжи, выпускающие рабочих строительных профессий. Это колледж Метростроя, колледж строительной индустрии и городского хозяйства и т. д.
Как в Москве
Строительные образовательные программы есть и в московских школах. В 2023 году ГК "А101" и колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 запустили в школах № 338, 547 и 2070 Новой Москвы программу профподготовки учеников старших классов "ПрофИнкубатор". По итогам пилотного года работы 150 московских школьников освоили компетенции сантехника, каменщика, ландшафтного дизайнера и маляра. После того как участники проекта получат свидетельства о присвоении профессии, ГК "А101" предлагает им пройти оплачиваемую стажировку на своих площадках.
Сейчас программа работает уже в восьми школах. Список профессий расширился — добавили курсы для рекламных агентов, чертёжников–конструкторов и художников–оформителей. В новом потоке рабочие строительные профессии осваивают более 100 школьников. Помимо работы в мастерских в программе также значатся практика от экспертов ГК "А101" и экскурсии по строящимся объектам. По данным компании, новыми направлениями заинтересовались ещё порядка 140 человек.
"У школьников появилась новая образовательная траектория — возможность, которой не было не только на территории ТиНАО, но и, пожалуй, во всей Москве. Ученики могут попробовать себя в профессии, оценить, насколько она им близка. А для тех, кто уже решил связать свою жизнь с девелопментом, этот курс означает более ранний старт в профессии, что позволит им быстрее начать развиваться и становиться финансово независимыми", — отмечает директор ГБОУ школа №547 Павел Карпов.
“
"Востребованность и престиж рабочих строительных специальностей кратно выросли за последние годы. Дефицит профессионалов остаётся одним из ключевых вопросов отрасли. Поэтому перед молодыми специалистами сегодня открываются большие перспективы — это касается как уровня оплаты труда, так и возможностей продолжать обучение, получить высшее образование, после которого можно дорасти до руководителя проекта, а затем — до топ–менеджера", — считает генеральный директор ГК "А101" Игнатий Данилиди.
Как стать директором
Бизнес готовит школьников не только по рабочим специальностям, но и в области управления. Так, группа RBI запустила образовательный проект по развитию лидерского потенциала десятиклассников "Школа лидеров будущего". Девелопер в нём выступает не в качестве потенциального работодателя (хотя и это не исключено), а как носитель бизнес–знаний и стратегий для будущих управленцев, проектировщиков, высококвалифицированных экономистов, руководителей строительства и т. д.
Участвовать в проекте может ученик любой школы. В 2024 году, по данным компании, было подано более 300 анкет. Затем школьники проходят несколько этапов отбора: портфолио и мотивационное письмо, видеовизитка, кейс–турнир, собеседование с президентом группы RBI и создателем образовательного проекта Эдуардом Тиктинским.
Топ–20 финалистов каждого потока становятся новыми членами образовательного комьюнити, которое на сегодняшний день насчитывает уже более 180 человек — школьников, студентов, выпускников вузов, рассказывает девелопер. Для них в "Школе лидеров будущего" еженедельно проходят лекции экспертов, встречи с профильными специалистами, образовательные мероприятия по развитию soft skills, профориентационные экскурсии в крупные российские компании. Это помогает подросткам получить практические навыки управления проектами, опыт решения реальных бизнес–кейсов и обратную связь от топовых предпринимателей.
С потоков предыдущих лет нескольким из ребят уже удалось пройти стажировку и даже устроиться на работу в RBI.
"Наша задача в “Школе лидеров будущего” не только вырастить кадры для себя, а в целом передать знания будущим поколениям, дать возможность молодым людям показать себя, раскрыть свой талант. Мы вдохновляемся тем, как они мыслят и к чему стремятся", — говорит Павел Филиппов.