Проект жилого квартала на воде в Галерной гавани приостановлен, но инициатор намерен довести его до конца.
Идея создания проектов на воде родилась в Петербурге ещё в 2016 году, когда город готовился к приёму чемпионата мира по футболу. Тогда её продвигал комитет по туризму, планировавший создать гостиницы на воде в рамках концессий. В числе потенциальных инвесторов была компания Марата Асланова, широко представившая люксовый проект SAN–MARINA в составе гостиницы уровня пять звёзд, спа–зоны, видового ресторана на крыше, зоны стоянки яхт и катеров. Он привлёк внимание чиновников, но довести его до реализации не удалось.
"При этом сама идея создания проекта на воде показалась мне крайне интересной и даже инновационной — Петербург стоит на воде, но в отличие от других европейских городов акватория здесь практически не используется. Все знают, что на Темзе в Лондоне, на Сене в Париже, на протоках, на которых стоит Стокгольм, по сути можно жить. А Петербург в этом плане несправедливо обделён", — рассказывает Марат Асланов.
В результате родился новый проект — плавучий квартал жилых домов в Галерной гавани. Под него выкупили ООО "Марина" с договором водопользования водного объекта "Галерная гавань" сроком действия до 2034 года и договором на прилегающий к воде участок с видом использования для стоянки маломерных судов и плавсредств.
Стоимость сделки составила порядка 86 млн рублей. Доставшаяся девелоперу площадка была захламлена и закрыта от жителей забором, у общества были большие долги, вспоминает Марат Асланов.
"Постепенно мы погасили долги, привели участок в порядок, вывезли металлические и бетонные ограждения, выполнили благоустройство. Мы решили сделать эту территорию, включая береговую линию, доступной для жителей — хотя она всегда была закрыта, в советское время это была промзона с закрытыми производствами. Убрали забор, открыв почти весь участок для прогулок и оставив для яхт–клуба лишь небольшую территорию — всего 0,2 га из 1,2 га. С 2017 года по настоящее время обществом в деятельность яхт–клуба было вложено более 150 млн рублей", — рассказывает он. Например, по согласованию с КГИОП компания провела берегоукрепление, потратив на это более 80 млн рублей.
Параллельно велось проектирование. Несмотря на критику, никакого капитального строительства не планировалось. Изучили имеющиеся на рынке технологии и материалы. В результате родился новый проект — плавучий квартал хаусботов (по документам — маломерные суда) в яхт-клубе. Предполагалось, что они будут пришвартованы в Галерной гавани, но при этом смогут перемещаться по воде (как любое плавсредство). От Российского морского регистра судоходства было получено согласие на регистрацию таких хаусботов.
Проект был презентован общественности и встречен положительно, рекламаций со стороны властей он не вызвал. Прошла кампания по популяризации жизни на воде, включавшая в том числе проведение в Галерной гавани боёв на воде. На этом этапе уже появились противники, но на ход реализации они никак не влияли. Все поданные судебные иски были выиграны. В том числе — иск комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, в рамках которого было заявлено требование не допустить строительства на территории памятника.
“
"Поскольку проект и не предусматривал создания объектов капитального строительства на охраняемой КГИОП территории, нам достаточно легко удалось выиграть дело в арбитражном суде. В целом он полностью соответствует всем требованиям законодательства, включая городской закон о границах зон охраны, Водный кодекс и др. Мы абсолютно уверены в своей правовой позиции", — говорит Марат Асланов.
По его словам, ситуация стала накаляться осенью этого года — ещё весной всё было спокойно, тогда "Марина" без проблем продлила в комитете имущественных отношений договор по участку. В сентябре было возбуждено уголовное дело. Правда, уже на следующий день его отменили, но конфликт успел попасть в ленты новостей. Более десятка жалоб направили в Северо–Западную транспортную прокуратуру, Санкт–Петербургский линейный отдел МВД России на водном транспорте, Следственный комитет РФ, КГИОП и т. д. Также были поданы судебные иски об одностороннем отказе от договоров на водопользование и аренду земельного участка, которые сейчас "Марина" оспаривает в судах. Уголовное дело было возобновлено.
"Очевидно, что мы не нарушаем законы и условия договоров, оплачиваем их в срок и являемся добросовестными пользователями, поэтому можно было бы не обращать на это внимание. Хотя под этот кейс сейчас даже меняется законодательство", — говорит Марат Асланов.
Речь о том, что недавно в Законодательное собрание внесли проект городского закона, устанавливающий основания для отказа в заключении договора водопользования лицом, арендовавшим у государства причал или береговую линию на основании "несоответствия внешнего вида плавучего объекта требованиям, определённым правительством Санкт–Петербурга". Инициаторы закона открыто заявляют, что поводом для такой инициативы стал проект "Марины", который им не нравится.
Марат Асланов
В компании говорят, что по теме уже высказались органы исполнительной власти, депутаты, прокуратура и руководство города, при этом свои требования никто внятно не заявил. "Нормальный диалог просто отсутствует, мы не понимаем, что от нас хотят, в чём мы неправы с точки зрения властей. Нам кажется, это ненормально, мы ведь ни от кого не прячемся и готовы к дискуссии", — комментируют в "Марине".
Компания не намерена отказываться от реализации своего проекта и готова продолжать борьбу в судах.
“
"Юридических оснований для отказа просто не существует. До настоящего момента ни одна из структур государственных органов не выявила нарушения законодательства в работе ООО “Марина”, все договоры признаны действующими в рамках целевой деятельности. При этом в яхт–клуб постоянно приезжают с проверками, осматривают территорию, изучают документы. Нам скрывать нечего, поэтому мы никак проверкам не препятствуем и всегда предоставляем всё по первому требованию. На самом деле сейчас речь идёт не о градозащитном конфликте, есть нюанс в виде этнического конфликта двух дагестанцев, под который, к сожалению, и попал красивый проект домов на воде", — иронизирует Марат Асланов, настаивая на том, что несмотря ни на что уверен в положительном исходе дела.
"Петербург — морская столица России, так было задумано ещё при создании города Петром I. Ведь, как известно, вместо линий на Васильевском острове должны были быть каналы, здесь планировались навигация, размещение и стоянка судов. Акватория Невы и Финского залива сегодня должна активно использоваться, здесь должна быть жизнь. Это важно как с точки зрения соблюдения логики создания города, так и с точки зрения современных законов урбанистики", — уверен он.