Цифровые инновации уже кардинально изменили жизнь людей. Их влияние отразилось на всех секторах экономики и не обошло стороной сферу культуры.
Термин "креативная экономика" известен последние 20 лет, он охватывает широкий спектр деятельности, сочетающий элементы искусства и культуры с бизнесом и технологиями. Такой синтез не только способствует развитию творчества, но и предоставляет возможность для самовыражения и создания уникального контента, который может быть коммерчески успешным.
По данным на октябрь 2024 года, доля креативных индустрий в ВВП России составляла 3,5%. К 2030 году её предполагается увеличить до 6%, сообщили в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). С уходом зарубежных компаний с отечественного рынка представители отрасли получили новые возможности развития, отметил в разговоре с "Известиями" гендиректор Корпорации МСП Александр Исаевич.
Творчество в цифре
Особую роль для развития креативной индустрии играют цифровые технологии. Они делают культурные программы, выставки, спектакли и мероприятия более доступными для широкой аудитории, включая людей из удалённых регионов и тех, кто не может физически посетить мероприятия.
Социальные сети, сайты и платформы для стриминга помогают культурным организациям и артистам продвигать свои проекты и взаимодействовать со зрителем, что способствует увеличению их популярности.
Наконец, цифровые сервисы могут предложить интерактивные форматы контента, такие как образовательные приложения, онлайн-выставки, виртуальные экскурсии и концерты.
Музыкальный карантин
Проведение культурных мероприятий в Сети получило большое распространение в разгар пандемии коронавируса. Тогда артисты и другие представители культурной отрасли искали новые способы взаимодействия с публикой, не имея возможности встретиться с ней вживую.
В дальнейшем в онлайне стали проходить целые фестивали. В 2020-м такое событие организовала соцсеть "ВКонтакте", пригласившая в качестве хедлайнеров группы Brainstorm и Hurts. Сейчас компания транслирует в интернете свой традиционный VKFest, а также новогоднее диджитал-шоу "VK под шубой".
"Изначальная задумка VK Fest была в переносе всего лучшего из онлайна в офлайн, где всё можно пощупать, услышать вживую, познакомиться. Мы тогда даже думали отключить соцсеть на дни фестиваля, но поняли, что гораздо справедливей будет сделать наоборот — транслировать фестиваль в онлайне для тех, кто не сможет до нас доехать. Сейчас VK Fest в разных городах посещает от 40 до 60% туристов, цифры трансляций в онлайне феноменальные — в 2024 году фестиваль смотрели 46 млн раз", — рассказывает руководитель фестиваля, заместитель вице-президента VK по спецпроектам Зоя Новикова.
Компания применяет и другие инновации, такие как искусственный интеллект. Он помогает во время разработки сцен и визуализации идей. В дальнейшем предполагается использовать новейшие технологии и в офлайне, добавляет Новикова.
Приобщение к искусству
Обеспечить широкое внедрение технологий в культурное пространство страны призван федеральный проект "Цифровая культура", который является частью нацпроекта "Культура". Он нацелен на вовлечение в культуру как можно большего количества людей путём создания современной инфраструктуры и применения инноваций.
"Любой житель нашей страны вне зависимости от места проживания получит доступ к лучшим образцам академического искусства и сможет, например, посмотреть в прямом эфире концерт Дениса Мацуева из зала имени Чайковского Московской филармонии", — так описывал цели проекта помощник президента РФ Владимир Мединский на Санкт-Петербургском международном культурном форуме.
Помимо внедрения повсеместной цифровизации культурного контента — создания электронных гидов по выставкам, оцифровки фильмов и книг, организации онлайн-трансляций культурных мероприятий, одной из глобальных амбициозных задач программы было открытие к 2024 году 500 виртуальных концертных залов на базе ДК, библиотек, музеев и других учреждений по всей стране, оснащённых мультимедийным оборудованием и скоростным интернетом для высокого качества звука и изображения. В Северной столице первой такой площадкой стал СПбГУК "Петербург-концерт" — преемник знаменитого "Ленконцерта".
Джаз и симфония на экране
Виртуальный зал "Петербург-концерта" открылся в 2020 году и сейчас ежегодно проводит порядка 80 цифровых показов. Репертуар включает академическую и эстрадную музыку, джаз, а также современную хореографию.
Выступления для живого зрителя проходят на двух площадках — в доме Кочневой на набережной Фонтанки и Екатерининском собрании на набережной канала Грибоедова. Те же, у кого нет возможности посещать концертные залы, могут совершенно бесплатно присоединиться к просмотру концертов на портале PRO.Культура.РФ и в социальной сети "ВКонтакте". С начала этого года трансляции на платформе ВК набрали более 2 млн просмотров.
"Кроме того, "Петербург-концерт" в сотрудничестве с оператором спутникового ТВ "Триколор" ещё с прошлого года выпускает программу "Культурный перерыв", и там охват каждого выпуска составляет порядка миллиона просмотров", — рассказывает руководитель Медиацентра "Петербург-концерта" Дмитрий Федулов.
"Также мы сотрудничаем с авторитетными учреждениями культуры из других регионов России, организуем гастроли их творческих коллективов, и, когда они приезжают к нам, мы не только транслируем их выступления, но и обеспечиваем полную подготовку и сопровождение конечного цифрового продукта (доступ к трансляции, цифровые материалы — афиши для соцсетей и баннеры для сайтов, текстовые анонсы), чтобы коллеги могли без труда разместить его на собственных ресурсах.
При этом наши программы не привязаны к эфирной сетке, их можно смотреть в любое удобное время и в любой последовательности, поскольку по окончании прямой трансляции все видеозаписи остаются на партнёрских цифровых платформах бессрочно в открытом доступе", — отмечает Федулов.
Если же говорить про техническую сторону процесса, то площадка способна транслировать программы в качестве до 4К, а разноплановость картинки обеспечивает многокамерная съёмка, при обработке материалов применяется ИИ. В перспективах виртуального концертного зала — увеличение числа показов и масштабирование аудитории.
Таким образом, сегодня цифровые платформы используются в том числе для продвижения отечественных культурных продуктов, что помогает увеличить их популярность.