Без ёлки и праздника не будет: как Петербург украшают к Новому году

Автор фото: Сергей Ермохин / "Деловой Петербург"

Год за годом идеи новогоднего оформления меняются, но одно остаётся неизменным — невозможно представить рождественские витрины и зимние улицы без искусственных и живых елей. "Деловой Петербург" поговорил с экспертами о классике новогоднего дизайна.

В 2021 году комитет по культуре совместно с комитетом по печати и комитетом по градостроительству и архитектуре разработал единый брендбук праздничного оформления Петербурга.
В документе была представлена концепция, варианты наружных украшений, а также уточнены рекомендации по декорированию витрин и балконов. Предполагалось, что следуя официальному городскому брендбуку в единой стилистике будут оформляться все праздничные витрины и другие публичные места.
Однако документ имеет рекомендательный характер и ни к чему не принуждает. Поэтому уже спустя пару лет про брендбук многие позабыли, а оформление улиц потеряло устойчивый лейтмотив и стало хаотичным.
Соосновательница и генеральный директор брендинговой компании Labelmen Ирина Веденецкая отметила в беседе с "Деловым Петербургом", что если в 50–70-е годы прошлого века в оформлении города доминировало единообразие, то в XXI веке чётко выражен растущий тренд на индивидуализм и многообразие: "Предпочтения жителей Петербурга, как и других городов, очень сильно различаются, а компромиссные решения не устраивают никого. Поэтому эклектика и разнообразие стилей представляются оптимальным решением для оформления праздника, чтобы каждый житель города увидел притягательное для себя и ещё раз почувствовал, что это его праздник".
С этим согласен и коммерческий директор ООО "Ёлочкин" Дмитрий Бурлаков, который отметил, что тенденция украшения городов России абсолютно разная. Так, для Петербурга характерен выдержанный имперский стиль в тёплых тонах с классическими декорациями, а Москва — пышная, яркая, разноцветная и насыщенная разнообразными декорациями от классического стиля до хайтек изделий с динамическим стилем. Впрочем, есть и вечные атрибуты, без которых невозможно ни одно стилистическое решение новогоднего оформления.
"Классика оформления — это искусственные и живые ёлки. Например, то, чем мы занимаемся. Ёлки в разнообразной стилистике украшения. Новый тренд сегодня — это украшения в стиле ретро, серпантины, новогодние открытки, ретро-игрушки. Классический стиль украшения по-прежнему интересен. Он подразумевает тёплое или холодное свечение гирлянд, классические игрушки. В регионах очень популярны разноцветные ёлки с динамическим освещением, которое позволяет выводить на ёлку изображения", — поделился Дмитрий Бурлаков.
Автор: Михаил Тихонов / "Деловой Петербург"
Руководитель Retail Design Studio, основатель Школы дизайна витрин Ольга Болкунова отметила в разговоре с "Деловым Петербургом" качество работы с сухоцветами и живыми еловыми ветками: "В этом сезоне есть ощущение, что на город напали талантливые и трудолюбивые флористы: мы привыкли к тому, что входные зоны в отдельно стоящем ретейле и кафе к Новому году оформляются живой и искусственной хвоей. Однако сейчас я замечаю, что увеличились объёмы декорирования. Так, целые фасады закладывают хвоей, огромными шарами, играют с асимметрией и волшебной подсветкой, при этом не теряя естественного стиля. Всё это создаёт впечатление, как будто мы попадаем в сказочные заросли на входе в заведение".

Щелкунчик уступает котикам

Уже 14 декабря на Манежной, Московской и Дворцовой площадях открылись новогодние ярмарки. Как ранее писал "Деловой Петербург", организаторы Рождественской ярмарки в этом году решили отойти от привычного лейтмотива сказки Гофмана "Щелкунчик" и сделать акцент на антропоморфных котах.
В одной из закупок, опубликованной СПб ГБУ "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг", в описании художественной концепции ярмарки можно встретить целую галерею новых объёмных фигур, состоящую в основном из котов и их друзей. Первыми в документе заявлены фигуры девочки и кота высотой от 1,4 и до 1,8 м: "Аврора и Эрмик". Персонажи, на первый взгляд, не очень знакомые, но с явной отсылкой к диаспоре эрмитажных котов и стихам Александра Пушкина (или российской истории начала XX века — кому что ближе).
Среди более знакомых героев на ярмарке можно будет встретить кота Матроскина, кота Леопольда и почтальона Печкина высотой до 1,8 м. В компанию к ним добавят кота Василия (из мультфильма "Возвращение блудного попугая") и котёнка по имени Гав. А рядом расположится массовка "Котов на домиках". Завершает этот парад семейства кошачьих Кот учёный.
Автор: Сергей Ермохин / "Деловой Петербург"
Общая сумма нескольких десятков закупок, размещённых СПбГБУ "ЦККТРУ" в рамках подготовки рождественских ярмарок в разных локациях, превышает 300 млн рублей. В эту сумму, в частности, входят: организация работы домика Деда Мороза и домика ремёсел (1,2 млн рублей), аттракционы "Паровозик на колёсах" (1,5 млн рублей) и "Грандиозная двухэтажная паровая карусель 1920" (8,1 млн рублей), а также оказание услуг частной охраны, дежурной бригады скорой помощи и пожарной безопасности, демонтажа и санитарной уборки.
Эксперты отмечают, что хотя новая концепция и выглядит свежо (тем более многие уже устали от Щелкунчика), но идея не кажется до конца целостной и не объединяет все улицы города. И вот почему.

Украшений мало не бывает

"Работы по установке новогоднего оборудования на городских территориях начались с 3 ноября. В настоящий момент смонтировано порядка 60% от общего объёма оформления", — рассказывал "Деловому Петербургу" председатель комитета по печати Владимир Рябовол ещё две недели назад.
По словам главы ведомства, к 10 декабря планировалось закончить монтажные работы основной программы оформления, а к 20 декабря планировалось закончить работы и тогда зажечь все новогодние ели.
Впрочем, как жители города, так и собеседники издания полагают, что городу ещё есть где дать волю фантазии. Как поделилась в беседе с "Деловым Петербургом" Ольга Болкунова, исходя из увиденного на главных магистралях города, сегодня в Петербурге, к сожалению, цельной картины новогоднего оформления нет.
"Обычно как в мировой, так и в российской практике бизнес придерживался правила, что витрины магазинов украшаются, начиная с 15 ноября, и окончательно предстают в новогоднем убранстве 1 декабря. Более того, иногда за просроченный дедлайн оформления в особо строгих случаях был предусмотрен штраф магазинам, которые не позаботились об украшениях", — добавляет эксперт.
Автор: Михаил Тихонов / "Деловой Петербург"
Между тем, Ольга Болкунова напоминает, что именно в предновогодний период происходит пик потребительской активности и продаж — к концу декабря люди тратят больше всего денег, если сравнивать расходы за весь год. Собственно, в этом и состоит смысл новогоднего оформления — создание праздничной атмосферы, которая поднимает настроение и тонус покупателей.
"Поэтому для города важно завершать работы по оформлению одновременно с бизнесом, самому активно готовить городское оформление таким образом, чтобы оно могло задать общую канву и лейтмотив, которого будут придерживаться магазины. На данный момент оформление города выглядит эклектичным, что создаёт впечатление рваной картины. Получается, что зритель то окунается, то резко выпадает из праздничной атмосферы", — полагает Ольга Болкунова.
Впрочем, есть и удачные дизайнерские решения в новогоднем оформлении. Например, Ольга Болкунова отметила фасад универмага "У Красного моста": базовый светодизайн удачно сочетается с новогодним оформлением, а купол архитектурно обыгрывается и создаёт акцент.
"Чемпион по витринам — мой любимый Невский центр. Они разыграли тему по мотивам картины Ивана Шишкина: “Утро в сосновом лесу”. Дизайнеры оттолкнулись от основной мизансцены и поразмышляли, а что ещё может приключиться с мишками в новогодние дни? Вместе с тем, единая на весь фасад глубокая бордово-синяя цветовая гамма интригует и даже добавляет приключениям мишек рождественской таинственности", — отмечает эксперт.
Но большинство опрошенных "Деловым Петербургом" экспертов отмечает, что самым атмосферным и качественно оформленным к новогодним праздникам оказался вовсе не Невский проспект и даже не Старо-Невский, а Большой проспект Петроградской стороны. К слову, ранее "Деловой Петербург" выпустил новый спецвыпуск "Модный город", в котором ретейл-аналитики и ведущие fashion спикеры назвали эту локацию — новой главной модной улицей Петербурга.