Траты деловых туристов на отели и апарты в России выросли до 250 млрд рублей

Апартаменты или классические гостиницы: что выбирает деловой турист.

Вместе с ростом делового туризма увеличиваются и доходы отелей, принимающих командировочных. Согласно прогнозам Союза агентств делового туризма (САД), бизнес-туристы по итогам 2024 года потратят порядка 250 млрд рублей на проживание в средствах размещения в рамках поездок по России (четверть от прогнозируемого объёма всего рынка).

Смена приоритетов

Обычно выбор у сотрудников компаний стоит между размещением в гостинице или сервисных апартаментах. Наибольшее количество последних находится в Петербурге, где этот сегмент и зародился более 10 лет назад.
По данным "Островок Командировки", по итогам первого полугодия 2024 года спрос на размещение в апарт-отелях города на время командировки вырос почти в 2 раза (по сравнению с аналогичным периодом 2023 года), хотя и составил всего около 10 % от общего числа бизнес-бронирований.
В Москве, несмотря на большое количество проектов апартаментов, предложение невелико — там апарт-отели строятся в основном как псевдожильё и не рассчитаны на приём туристов.
По данным OneTwoTrip, сервисные апарт-отели также можно арендовать в Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Сочи, Тюмени, Владивостоке, Калининграде, Красноярске и других городах.
Чаще всего апартаменты расположены не в топовых локациях. Ещё один нюанс — обычно эти объекты строятся с нуля. Поэтому с точки зрения исторической составляющей конкурировать с давно известными отелями им сложно. Но есть и свои плюсы — новое здание всегда подразумевает современную инженерию и планировки.

Привычный комфорт

"Апартаменты предлагают дополнительные удобства по сравнению с традиционными гостиницами, это делает их привлекательными для людей в деловых поездках. Особенно это стало заметно после пандемии, когда многие компании начали сокращать расходы на командировки, а сами бизнес-путешественники стали искать альтернативы стандартным гостиницам", — рассказывает генеральный директор компании RBI PM (Группа RBI) Евгения Мироненко.
Спрос на такие объекты со стороны деловых туристов подтверждает генеральный директор сети апарт–отелей Vertical Юлия Шмидт. Особенно это касается случаев, когда специалисты едут в командировку на неделю и более.
"Наличие кухонных зон в апарт-отелях позволяет командировочному значительно экономить на питании. При этом в классических объектах есть все необходимые гостиничные сервисы, которые позволяют создать максимально комфортную обстановку для гостя. Среди такого рода туристов крайне популярными являются прачечные самообслуживания", — говорит Шмидт.
Сервисная составляющая есть и в классических гостиницах, отмечает директор по продажам УК "Станция" (сеть отелей Station) Наталья Комогорова. Под этим она подразумевает возможность перепоручить максимум бытовых дел, включая приготовление еды, организацию трансфера, досуга. Но в первую очередь в числе преимуществ отелей перед апартаментами она называет удачные локации. Говорить о конкуренции между двумя форматами сегодня не приходится — в пиковые даты и классические гостиницы, и апарт-отели в крупных туристических центрах забронированы на 100 %.