Сочи и Петербург догоняют Москву по популярности среди деловых путешественников

Автор фото: ТАСС
В топ самых популярных для командировок российских городов неизменно входят две столицы — Москва и Петербург и город-курорт Сочи. При этом условия пребывания, инфраструктура и качество сервиса в трёх мега­полисах совершенно разные. Но именно в этом каждый из них может найти своё уникальное преимущество.

Не только Патрики

Москва заслуженно называет себя столицей командировок, ведь практически каждая вторая деловая поездка совершается именно в главный город страны. Это подтверждает, например, вице–президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по внутреннему туризму Сергей Ромашкин.
"У города есть все возможности — огромное количество отелей, конгрессных площадок. В транспортном отношении Мос­ква наиболее доступна для поездок. Думаю, догнать лидера ни Петербург, ни Сочи в ближайшее время не смогут. Иностранные туристы также выбирают чаще столицу, чем другие города России", — говорит он.
Сооснователь и управляющий партнёр Adamand Resort, член Российской гильдии управля­ющих и девелоперов, член экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Антон Бодокия добавляет, что в числе преимуществ Москвы — масштабные деловые и культурные события, первоклассная инфраструктура, а главное, близость к ключевым компаниям и правительственным учреждениям.
Напрашиваются вопросы: стоит ли вообще городу или отдельной деловой площадке ставить себе задачу обогнать Москву в чём бы то ни было? Не лучше ли сделать ставку на собственные преимущества, чтобы заполучить законную долю аудитории?
Собеседники "ДП" из Сочи и Петербурга признают, что конкуренция за деловых туристов между тремя городами не ослабевает. "Визитные карточки" каждого мегаполиса давно известны. Так, безусловный козырь Петербурга в любое время года — его музеи и другие культурные локации (которые, кстати, можно арендовать и под бизнес-event).
Сочи выигрывает благодаря географическому расположению. В плюс идёт и то, что на данный момент только там во всей южной части страны открыт аэропорт. По итогам 2023 года город посетили более 7,6 млн туристов. Если говорить непосредственно о командировках, то у компаний, отправляющих в такие поездки сотрудников, Сочи входит в пятёрку самых популярных направлени­й.
"Здесь деловой туризм не ограничивается традиционными командировками — приезжают много "релокантов" из крупных городов России, отдалённых регионов и других стран. Помимо этого, Сочи любят "цифровые кочевники" — люди, которые могут работать удалённо. Они выбирают город за его климат и качество жизни. В этом отношении важны не только бизнес-события, но и возможность сочетания работы и отдыха в комфортных условиях", — уверен Антон Бодокия.

Новые Альпы

Море и горы — также важный фактор для компаний, которые совмещают рабочие мероприятия с отдыхом или корпоративными активностями. Деловые встречи на фоне природы — существенное конкурентное преимущество города-курорта. Тем более с прошлого года растёт популярность так называ­емого bleisure-туризма — когда командировки включают в себя несколько выходных.
В департаменте курортов, туризма и потребительской сферы города-курорта Сочи объём деловых путешествий среди общего объёма туристических поездок в регион оценивают примерно в 30 %. Особенно популярны горные курорты с удобной инфраструктурой. Например, на "Красной Поляне" более 5 тыс. м2 открытых площадей и ещё 3,1 тыс. м² крытых локаций для мероприятий разной направленности. При этом многие организаторы совмещают инфраструктурные и природные возможности курорта для проведения деловых и корпоративных мероприятий разного уровня именно летом.
"Сочи ежегодно привлекает всё больше туристов из России и других стран. Пассажиропоток международного аэропорта города за последние 5 лет вырос более чем в 2 раза. Прямые рейсы связывают Сочи с 61 российским и 23 иностранными городами в 16 странах. Море, горы, высокое качество сервиса, особенно в сфере делового туризма, и хорошая транспортная логистика дают курорту выиг­рышную позицию", — подчёркивают в городском департаменте.
При всех этих безусловных плюсах всё-таки стоит заметить, что конкуренцию за делового туриста выигрывают города, в которых календарь бизнес-мероприятий растянут на весь год. Сергей Ромашкин полагает, что здесь Сочи про­игрывает обеим столицам. Ведь летом провести какое-либо деловое событие в городе-курорте весьма непросто.
"Не хватает отелей, площадок, жаркая погода, — констатирует он. — В то же время компании не могут ездить только в определённые города. Придёт время — и Сочи поднимется в рейтинге популярных направлений. Кстати, рынок бизнес-travel влия­ет и на "классический" туризм. Ведь, посетив деловое мероприятие в том или ином городе, человек потом задумывается о поездке туда с семьёй на отдых".

Время делать деньги

Основными драйверами развития делового туризма являются собственные интересы компаний, а также спрос на участие в разно­образных конгрессах и выставках. По оценке АТОР, 80 % бизнес-путешественников ездят именно на такие мероприятия. В этом отношении заметно выделяется Петербург, который благодаря ПМЭФ делает кассу отельерам и рестораторам сразу за несколько месяцев. Впрочем, как отмечают собеседники "ДП", сами представители HoReCa не прочь были бы перенести форум на осенне-зимний период, когда спрос проседает. Ведь зарабатывать летом можно и на общем потоке гостей, приезжающих в культурную столицу отдохнуть.
Стоит заметить, что помимо ПМЭФ, Петербургского международного газового форума, Международного форума–выставки "Российский промышленник" и других мероприятий, которые проходят в "Экспофоруме", город на Неве ежегодно принимает сотни других бизнес-мероприятий.
Как рассказали "ДП" в петербургском комитете по развитию туризма, всё чаще площадками для их организации становятся культурные локации, а также общественные пространства: "Севкабель Порт", "Новая Голландия", "Ленполиграфмаш" и другие. Выбор необычного места проведения дополнительно стимулирует интерес со стороны потенциальных участников мероприятия. Если для Петербурга характерны события с обязательной культурной программой, то Сочи привлекает компании, которые хотят провести свои мероприятия в более неформальной обстановке.
Например, как рассказала директор по продажам курорта "Красная Поляна" Анастасия Молочкова, целый курорт при желании можно превратить в закрытый город, где могут находиться только участники того или иного события. Буквально недавно в таком формате прошли два крупнейших форума, посвящённые event-индустрии и блогингу: Global Event Forum и "Инстадиум". Кроме того, курорт является одним из флагманов на Юге России в области MICE. В 2023 году в рамках корпоративных мероприятий Красную Поляну посетили порядка 120 тыс. гостей. В этом году ожидается, что планка будет поднята до 150 тыс.
"Чтобы удерживать позиции, команда регулярно повышает уровень сервиса. Также мы сотрудничаем с крупнейшими компаниями, которые организуют на базе курорта коворкинг и удалённую работу для сотрудников", — рассказывает Анастасия Молочкова.
Вместе с тем одних только туристических возможностей для бизнес–путешественников мало. Сергей Ромашкин обращает внимание на то, что многое зависит от уровня организации самого мероприятия: стоит позаботиться об интересной, актуальной отраслевой программе, пригласить ярких спикеров и модераторов.
"Скорее это вопрос не к городу, принимающему event, а непосредственно к организаторам. Вопрос цены также важен. Мы видим, что прайсы на участие в конгрессных мероприятиях часто огромны. Они не по карману даже среднему бизнесу. Вероятно, имеет место компенсация таким участникам из местных бюджетов, если деловые туристы важны для региона", — полагает эксперт.
Впрочем, помимо Москвы, Петербурга и Сочи конкуренцию за делового туриста могут вы­игрывать и другие города. По мнению генерального директора ООО "Экспофорум-Интернэшнл", президента Российского союза выставок и ярмарок Сергея Воронкова, в перечень стоит включить Нижний Новгород, где 60% турпотока — бизнес–путешественники, а губернатор является главным ньюсмейкером и формирует спрос на мероприятия. Достойными соперниками могут стать и другие города.
"К Сочи дрейфуют в основном мероприятия bleisure-характера. В Петербург — мероприятия, которые связаны с компетенциями развития города, региона и т. д. В Москву — понятно, там все центры принятия решений. Но Казань, Екатеринбург, Башкортостан и другие регионы сейчас активны", — прокомментировал Воронков.
Председатель правления, директор фонда "Росконгресс" Александр Стуглев тоже отмечает Казань. Город выделяется редкой смесью традиций и современных бизнес-возможностей, но пока уступает по масштабам.
"Конкуренция между Москвой, Петербургом и Казанью способствует улучшению качества сервиса. Однако их объединение, например в рамках Национального конгресс-бюро, для продвижения на международной арене не только этих направлений, но и других динамично развивающихся регионов могло бы увеличить общую привлекательность России для проведения масштабных международных деловых событий благодаря синергетическому эффекту", — считает эксперт.