Разработчики компьютерных игр стали чаще запускать новые проекты в Петербурге

Отечественная индустрия компьютерных игр обрела второе дыхание, наконец–то преодолев сложности, с которыми столкнулась в 2022–2023 годах. Счёт перспективных команд разработчиков, анонсировавших в ближайшее время выпуск новых игр, уже идёт на сотни. При этом практически половина создателей нового игрового контента живут и работают в Петербурге.

По оценке аналитиков консалтинговой компании Strategy Partners и Организации развития видеоигровой индустрии, по итогам 2024 года российский рынок видеоигр достигнет объёма 187 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2023 годом на 6,1%.
Согласно базовому прогнозу экспертов, в дальнейшем отечественная индустрия видеоигр будет расти примерно на 5 % ежегодно и к 2030 году достигнет отметки 257 млрд рублей. Правда, этот сценарий предполагает умеренное увеличение ассортимента новых игр и ограниченные меры государственной поддержки отрасли.
Между тем осенью было запущено сразу нескольких интересных игровых проектов, в том числе при грантовой поддержке. Причём выходят они как на отечественной платформе VKplay, так и на зарубежной площадке Steam, которая является лидером своего сегмента игровой индустрии. Исходя из аккаунтов геймеров на Steam тройку стран–лидеров на ней в 2023 году составляли США (13,7 % от общего числа игроков), Китай (12,3 %) и Россия (9,7 %). При этом самыми популярными языками, которыми пользовались геймеры в Steam, являются английский (38 %), китайский (30 %) и русский (10 %).
И уход с российского рынка западных корпораций, и отказ зарубежных инвесторов в принципе рассматривать стартапы из России, и ограничения, коснувшиеся российских разработчиков игр в последние годы, в итоге лишь пошли им на пользу. Вынужденные оперировать весьма скромными бюджетами, российские разработчики с середины 2024 года вдруг стали выдавать на–гора проекты, которые заинтересовали не только отечественную, но и зарубежную публику.
"После того как многие западные игровые проекты фактически ушли с российского рынка, началось стремительное развитие отечественной игровой индустрии. Этому очень способствовало и способствует и крайне положительное восприятие любых российских игровых проектов жителями нашей страны, — отмечает Денис Гончаров, CEO студии Solar Pixel. — Многие из них совершенно искренне, по велению души и даже без расчёта на какие–либо вознаграждения готовы помогать становлению того или иного нового проекта".
"В последние годы в мировой игровой индустрии в целом на первый план вышли визуальные решения, зачастую в ущерб смысловой составляющей. В результате многие игры стали по своему содержанию про­игрывать играм, разработанным в конце ХХ века, — комментирует Константин Иванов, технический директор студии Ninsar Games, разработчика тактической RPG “Сатурн”. — Однако разработка современной графики — весьма трудоёмкая и, главное, дорогая история. Именно поэтому отечественные игровые проекты, для того чтобы компенсировать несоответствие по графическому уровню лучшим зарубежным проектам, стали вкладывать много сил в сюжетные и идейные составляющие игр, что в результате приблизило их к легендам игровой индустрии. В результате интерес к новым российским игровым проектам возник не только у российской, но и у зарубежной аудитории".

Что в шутере тебе моём...

Ключевым трендом прошлого года на рынке разработки компьютерных игр стала серьёзная активизация на нём частных инвесторов. Волна, которую подняли игровые проекты, поддержанные государственными грантами в 2023 году, вызвала интерес у широкого круга предпринимателей и рантье. Вдруг оказалось, что сам по себе статус совладельца игрового проекта в перспективе, чем Билл Гейтс не шутит, мирового уровня — это уже привлекательная для многих история. А если речь идёт о доходности в сотни процентов годовых, пусть и на среднесрочном горизонте, то число готовых вложиться в стартап растёт по экспоненте.
"Мы это почувствовали самым непосредственным образом даже в самом первом раунде привлечения средств на создание командного шутера Metacraft: arena — в стилистике майнкрафта, — собрав сумму 10,5 млн рублей от нескольких сотен инвесторов, — делится собственным опытом Денис Гончаров. — Именно этот источник финансирования — средства частных инвесторов, — думается, и станет одним из основных в ближайшие годы. Поскольку институциональные инвесторы — скажем, различные инвестиционные фонды, — как правило, не только стремятся получить акционерную долю в проекте, но и сразу претендуют на внушительную часть операционной прибыли. А это резко ухудшает возможности по развитию проекта".
Между тем частные инвесторы, по словам Дениса Гончарова, хоть и рассчитывают, как и фонды, на увеличение стоимости своего первоначального вклада минимум на порядок, но в отличие от институциональных инвесторов готовы ждать результата несколько лет. Причём если ещё в 2022 году у таких инвесторов в основном не было понимания специфики рынка, то теперь они прекрасно осознают, что это приложением службы такси житель города пользуется, как правило, только одним, а вот играть может в несколько совершенно разных игр.
"Половина всех новых игровых проектов запускается в Петербурге, в этом смысле наш город является признанной столицей разработки компьютерных игр, — уверен Денис Гончаров. — Да, разработкой занимаются команды, территориально распределённые чуть ли не по всей стране. Да, юридически компания–разработчик часто регистрируется в Москве или Московской области — в силу сложившейся бизнес–практики и наличия разнообразных преференций в столичном регионе. Однако смыслы и замыслы рождаются в Петербурге".

Доходнее нефти

"Количество очень крепких профессиональных ­команд, которые довели свои игры до этапа предпродажной подготовки, уже исчисляется сотнями, — рассказывает Константин Иванов. — Наметилось настоящее возрождение сегмента RPG–игр, появляются шутеры и игровые гоночные проекты. При этом развитие идёт как в сфере игр на смартфонах, так и в сфере игр на персональных компьютерах. Геймдев становится новой нефтью, новые игры от российских разработчиков в 2025 году будут пользоваться всё большим и большим спросом, в том числе за рубежом".
Как особо отмечают эксперты, несмотря ни на что, зарубежная экспансия российского игрового контента будет происходить в первую очередь на западных ­рынках.
"После запуска информации о нашем шутере на платформе Steam 23 % из тех, кто добавил его в желаемое, оказались из США, а 10 % — совершенно неожиданно для нас — из Южной Кореи", — рассказывает Денис Гончаров.
"Китайский рынок пока остаётся сложным для развития, поскольку там есть много как цензурных, так и организационных ограничений, требующих работать с местными издателями игр. К тому же часть распространённых практик игровой монетизации там запрещена на законодательном уровне, — отмечает Константин Иванов. — Скажем, там запрещены продажи лутбоксов, виртуальных ящиков, из которых случайным образом выпадают те или иные игровые предметы".
Многие отечественные разработчики, правда, тоже отказываются от монетизации, которая по факту превращает игры в казино. И даже более того — часто не готовы в своих проектах продавать элементы, что дают одним пользователям игровые преимущества перед другими. Игры монетизируются за счёт продажи косметического внутриигрового и дополнительного контента, виртуальной и реальной мерч–продукции.
Впрочем, вне зависимости от того, какие способы получения доходов от запуска игровых проектов станут превалировать в отечественной игровой индустрии, очевидно, что в 2025 году число инвесторов самого разного уровня, а вслед за этим и объёмы инвестиций в перспективные разработки вырастут в разы. И уже очень скоро мы увидим новое поколение российских миллионеров и миллиардеров, сделавших состояние на строках кода и строке из классической оперы: "Что наша жизнь? Игра!"