Скользим и катим: в Петербурге выпустили всего 11% от прежнего объёма авто за год

Автопрому в Петербурге так и не удалось выйти на докризисные темпы производства
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Минувший год для петербургского автопрома запомнится целым рядом событий. Полноценную работу продолжили два завода, выпускающие легковые автомобили, а на продажу были выведены несколько новых брендов машин.
Вместе с тем третий завод, работавший в докризисное время, так и не был перезапущен. В такой ситуации ожидать восстановления прежних объёмов производства пока не приходится.

Сколько авто выпустили в Петербурге в 2024 году

Согласно данным Петростата, выпуск автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в городе за январь–ноябрь прошлого года вырос в 3,9 раза по сравнению с первыми 11 месяцами 2023–го.
Как сообщили "ДП" на "Автозаводе Санкт–Петербург" (бывший Nissan), в 2024 году предприятие произвело около 20 тыс. автомобилей под брендом Xcite.
"По сравнению с предыдущим годом предприятие существенно увеличило объёмы выпускаемой продукции", — отмечают в пресс–службе компании, напоминая, что в прошлом году завод только был перезапущен и приступил к налаживанию производства.
Аналогичные цифры называют и на заводе АГР (экс–Hyundai). В середине декабря компания выпустила 20–тысячный автомобиль Solaris.
Получается, вместе оба завода собрали порядка 40 тыс. машин, что кратно меньше, чем в последнем доковидном году. За 2019–й заводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили 372 тыс. легковых автомобилей.
Таким образом, в прошлом году автомобильный кластер Петербурга выпустил только 10–11% от прежнего объёма.

Какие машины выпускают в Петербурге

Оба завода в этом году сменили собственников. Завод Hyundai приобрела московская компания "Арт–Финанс" бывшего топ–менеджера группы "Авилон" Андрея Павловича. Предприятие после этого переименовали в завод АГР.
Заводу АГР от прежних владельцев достались машинокомплекты марок Hyundai и Kia, предприятие возобновило их выпуск под брендом Solaris. Всего выпускается четыре модели: седан Solaris HS (Hyundai Solaris), кроссовер Solaris HC (Hyundai Creta), седан Solaris KRS (Kia Rio) и кросс–хетчбэк Solaris KRX (Kia Rio X).
Из состава совладельцев "Автозавода Санкт–Петербург", который Nissan продал ещё в позапрошлом году, вышел АвтоВАЗ. Судя по всему, это было сделано для того, чтобы не подставлять предприятие под санкции.
Компания весной в рамках сотрудничества с партнёром из КНР запустила производство кроссоверов Xcite X–Cross 7, которые по сути являются слегка изменёнными "китайцами" Chery Tiggo 7 Pro. Осенью второй моделью автозавода стал Xcite X–Cross 8 (аналог Chery Tiggo 8).

Как идут продажи авто петербургской сборки

К концу года продажи собираемых в Петербурге машин упали почти наполовину. Согласно данным "Автостат Инфо", за ноябрь в России было зарегистрировано 711 автомобилей Xcite, тогда как в октябре их было 1061. Solaris пережил ещё большее снижение — с 2145 до 1384.
По подсчётам "Автостата", обе марки не вошли в топ–10 по продажам в ноябре. При этом в тройку наиболее популярных брендов попал китайский аналог Xcite.
"Потребителю проще выбрать Chery, потому что он понимает, что это за бренд и какие у него перспективы. Мы не знаем, будет ли продлено соглашение “Автозавода Санкт–Петербург” с китайским партнёром", — объясняет автоэксперт Денис Гаврилов.
Однако уже в нынешнем году Xcite может поправить своё положение за счёт госзакупок. Оба кроссовера, выпускаемые под брендом, включены Минпромторгом в перечень автомобилей, рекомендуемых чиновникам. Именно благодаря госзаказу столичный "Москвич" стал лидером по продажам среди новых отечественных брендов.
Завод АГР, судя по всему, в этом году продолжит выпуск Solaris, но задумывается о расширении линейки. В конце ноября в Смольном говорили, что предприятие ведёт переговоры с восточным партнёром, который является самостоятельным брендом. В некоторых источниках говорится, что речь идёт о Jaecoo, стороннем бренде Chery.
"В это можно поверить, потому что Chery уже работает с АГР в Калуге, где автомобили китайского бренда собираются крупноузловым методом. Этот проект особо не афишируется, но эти автомобили есть в продаже", — отмечает Гаврилов.
Будет ли вероятное партнёрство Chery и АГР более успешным, чем с "Автозаводом Санкт–Петербург", узнаем в следующем году. Вместе с тем автодилеры уже начали отказываться от некоторых китайских моделей из–за перенасыщения рынка.

Что будет с заводом Toyota

Из–за трудностей во время переговоров с потенциальным партнёром отложен перезапуск бывшего завода Toyota в Шушарах. Весной предприятие передали бренду авто представительского класса Aurus, однако производство в этом году так и не было реанимировано.
Территорию предприятия также планировалось преобразовать в новую площадку особой экономической зоны "Санкт–Петербург". Для этого к ней предполагалось присоединить соседний участок. Размер инвестиций оценивался в 15,4 млрд рублей, а количество возможных резидентов — в четыре десятка компаний. Однако о подписании необходимого соглашения не сообщалось.
В пресс–службе Aurus на вопросы "Делового Петербурга" не ответили, в городском комитете по промышленной политике также не смогли рассказать о сроках открытия производства.