В Петербурге русская кухня проникла в традиционные сети фастфуда

Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Самыми популярными ресторанами в Петербурге остаются итальянские и грузинские. Однако спрос на русскую кухню проникает даже в традиционные сети фастфуда.

В 2024 году в стрит–ретейле Петербурга предприятия общественного питания традиционно заняли лидирующую позицию по открытиям. По данным NF Group, на них приходится 40% от общего числа арендаторов помещений на улицах города.

Лидер из лидеров

Сфера активно продолжает захватывать центр города. В Nikoliers сообщают, что с 2022 года по ноябрь 2024–го количество заведений общественного питания на Невском проспекте выросло на 16% (до 104 единиц). Особенно заметно растёт популярность азиатской кухни в связи с притоком туристов из стран Азии и формирующимся высоким интересом к культуре этого региона у россиян.
К примеру, интерес к тайваньскому напитку bubble–tea в 2022–2023 годах способствовал открытию азиатских кафе и точек напитков grab to go, среди которых ChaPanda, Wahaha, Taiwan и несколько других.
По данным Maris, со стороны предприятий общепита по итогам 9 месяцев 2024 года наблюдался повышенный спрос и на площади в торговых центрах (+20% к тому же периоду 2023 года). Максимальный рост числа новых открытий за 9 месяцев 2024 года зафиксирован в сегменте предприятий общепита формата массмаркет.
"В 2025 году категория “Общественное питание” сохранит лидерство и останется самой широко представленной группой арендаторов на ключевых торговых улицах Петербурга как среди уже открытых точек, так и по количеству новых открытий", — отмечают в Nikoliers.
Эксперты ожидают, что доля арендаторов этой категории сохранится на уровне 37–38% от общего числа арендаторов.
Чаще всего в 2024 году в Петербурге открывались заведения с итальянской и грузинской кухней. Среди трендов 2024 года, который затронул ресторанную индустрию и будет развиваться дальше, — рост спроса на локальную кухню. Даже сети фастфуда адаптируют свои меню, добавляя блюда, которые не нарушают их общей концепции, но при этом добавляют национального колорита.
"Русская кухня — новый тренд, который обходит по популярности даже итальянскую и японскую. Поэтому мы создали собственную коллекцию, вдохновлённую природой и духом Сибири", — поделился с "ДП" руководитель управления разработок и внедрения новой продукции "Бургер Кинг" Игорь Линичук.

В новом прочтении

В последний месяц 2024 года на рынке Петербурга появилось несколько проектов. Один из них — в сегменте пекарен. Рядом со станцией метро "Бухарестская" в апарт–отеле Valo открылась гастропекарня "Текстура". Концепция проекта основана на идее превращения обычных продуктов в гастрономическое искусство.
PR–директор гастропекарни "Текстура" Ирина Давыденко отмечает, что они хотели создать пространство, где каждая деталь — от вкусов до подачи — формирует уникальное впечатление.
"Идея родилась из желания объединить высокую гастрономию и повседневный ритм жизни. Мы видели, что многие заведения либо слишком формальны, либо слишком просты, и решили создать место, где гости смогут наслаждаться качеством и эстетикой в уютной атмосфере", — рассказывает она.
По мнению Ирины Давыденко, жители города всё больше ценят качественную свежую выпечку и готовы выбирать небольшие локальные заведения вместо крупных сетей. Популярность набирают те проекты, в которых гости могут не только приобрести свежую выпечку, но и насладиться кофе, завтраком в любое время дня. А также при необходимости получить полноценное вечернее обслуживание с разнообразным меню. Соответственно, в такие заведения люди всё чаще приходят не просто за десертами, а за полноценным обедом или ужином.
"Среди главных тенденций — акцент на натуральные ингредиенты, авторские рецепты и расширение ассортимента за счёт блюд на каждый день. Всё чаще пекарни добавляют в меню полноценные завтраки, обеды и сезонные предложения, чтобы привлечь постоянных гостей. Также заметно растёт интерес к спешелти–кофе, что превращает пекарни в гибрид кафе и гастрономических студий", — заключает Давыденко.
В декабре ресторанная карта города пополнилась новым заведением популярной сети Ketch Up. Ресторан на проспекте Героев — двухэтажное пространство, оформленное в новом для ресторанов бренда интерьере. Обилие зелени, уединённое зонирование столов и детская комната с интерактивными игровыми панелями.
История Ketch Up началась с 2014 года, с открытия первого заведения с бургерами на Литейном проспекте. За 10 лет меню ресторанов масштабировалось, а бренд прошёл концептуальный путь от бургерной до полноценного ресторана. Так что можно сказать, что стратегия развития сети вполне следует описанным выше тенденциям, которые оказываются актуальны не только для пекарен.

Итальянский акцент

Второй ресторан Chelentano от Che group открылся в самом центре Петербурга — на улице Рубинштейна. Ответственный за кухню — бренд–шеф Денис Прохоров. В меню привычная всем итальянская классика. Это заведение — новая интерпретация проекта, перенесённого из Пушкина в Петербург.
Вид на оживлённую улицу Рубинштейна открывается из панорамных окон основного зала. Для камерных встреч есть отдельный зал в стиле speak easy с большой открытой барной зоной, где проходят живые выступления диджеев.
Ещё один проект с итальянскими мотивами появился во дворе–колодце в историческом доме на улице Восстания — Mia Strada. Создатели проекта — команда Çava Disco.
Теперь это место оживает в итальянском стиле, привносящем дух шумных застолий и долгих бесед. Простыни на верёвках, громкие разговоры за столом — каждая деталь переносит гостей в Южную Италию.
"Доходный дом Пантелеймона Бадаева помнит многое: от художественной интеллигенции начала XX века до легенд о фрейлине Романовых Анне Вырубовой. Теперь этот двор снова гудит жизнью, но уже в итальянском стиле", — отмечают представители Mia Strada.