Юра Борисов стал номинантом премии BAFTA, есть у него шансы и побороться за "Оскар". Случаи, когда русскоязычные актёры и актрисы получали не только оскаровские номинации, но и заветную статуэтку, были, хотя и нечасто.
Американская киноакадемия на днях снова передвинула дату объявления претендентов на "Оскар" — с 19 на 23 января. В ожидании этого события и в надежде, что в числе претендентов на одну из самых престижных кинопремий мира назовут и Юру Борисова, "ДП" предлагает вспомнить, кто из русскоязычных артистов добивался признания в Голливуде.
Номинация для исполнителей ролей второго плана появилась только в конце 1930–х, и сразу двое актёров — выходцев из России — попали в неё.
Миша Ауэр — Карло, "Мой слуга Годфри" (1936)
Петербуржец Миша Ауэр (настоящее имя — Михаил Унковский) во время Гражданской войны подростком покинул Россию. В Штатах он нашёл своего деда — скрипача Леопольда Ауэра (по другой версии — дед нашёл внука), который и помог с началом артистической карьеры. В 1925–м Миша дебютировал на Бродвее, в кино — в 1928–м.
Роль жиголо и нахлебника Карло в комедии "Мой слуга Годфри" стала прорывной для Ауэра и сделала его одним из самых востребованных актёров с характерным амплуа. Чаще всего его предпочитали видеть в ролях "безумных русских" (the Mad Russian). Про Карло Ауэр однажды сказал так: "Одна лишь роль сделала меня комиком — с того момента я был только им. Она дала отличные плоды. Вы поражены, что мне льстит, когда меня называют безумным?"
После войны одним из самых запоминающихся стало появление Миши Ауэра в фильме Орсона Уэллса "Мистер Аркадин". И совсем не в комической роли.
Мария Успенская — баронесса фон Оберсдорф, "Додсворт" (1936); бабушка, "Любовный роман" (1939)
Как и Миша Ауэр, Мария Успенская уехала из России после революции. К моменту отъезда она успела сняться в нескольких кинофильмах и поработать на сцене МХТ со Станиславским. Вскоре по приезде в Нью–Йорк состоялся её дебют на Бродвее, а затем Успенская открыла собственную актёрскую школу. В кино актриса пошла ради заработка: школа требовала достойного финансирования. Роль деспотичной баронессы фон Оберсдорф стала первой в её кинокарьере, и сразу — оскаровская номинация.
Ещё одна роль — мягкой и любящей бабушки в "Любовном романе" — принесла ей вторую номинацию на кинопремию. Самой же известной ролью Марии Успенской называют цыганку Малеву в фильме ужасов "Франкенштейн встречает Человека–волка" (1943).
Михаил Чехов — психиатр Александр Брюлов, "Завороженный" (1945)
Михаил Чехов в кино начал сниматься ещё до революции ("Сверчок на печи", 1913), но известен в первую очередь театральными работами и педагогической деятельностью. В конце 1920–х Чехов эмигрировал, сперва обосновавшись в Европе, а во второй половине 1930–х перебравшись в США, где и открыл свою актёрскую студию.
До "Завороженного" он успел появиться в нескольких голливудских фильмах, однако роль проницательного психиатра Брюлова и наставника главной героини, сыгранной Ингрид Бергман, стала самой известной в его кинобиографии. За неё Михаил Чехов получил номинацию на премию "Оскар", сделавшую его более востребованным, чем раньше. Преподавание актёр не оставил, и среди его учеников было множество голливудских звезд — как настоящих, так и будущих.
Юл Бриннер — король Сиама Рама IV, "Король и я" (1956)
В отличие от вышеупомянутых актёров и актрис, здесь речь пойдёт о номинации "Лучшая мужская роль".
Будущий Юл Бриннер (настоящее имя — Юлий Борисович Бриннер) родился во Владивостоке в 1920 году и в возрасте 7 лет был увезён оттуда матерью — сперва в Харбин, а оттуда в Европу, где и началась его артистическая биография. В США Бриннер уехал после начала Второй мировой. Как и другие его коллеги, дебютировал сперва в театре, затем — в кино.
Слава и признание пришли к Бриннеру после войны. Роль властного короля актёр сперва исполнял в романтическом бродвейском мюзикле, в чью основу легла биографическая книга Маргарет Лэндон "Анна и король Сиама". Успех постановки навёл продюсеров на счастливую мысль об экранизации. Кто сыграет короля, было понятно сразу, вопрос был только в партнёрше — Бриннер предложил британскую актрису Дебору Керр, в итоге и утверждённую. А роль венценосца принесла актёру единственную в его кинокарьере оскаровскую номинацию, которую удалось успешно реализовать.
Лиля Кедрова — мадам Гортензия, "Грек Зорба" (1964)
Лиля Кедрова (настоящее имя — Елизавета Николаевна Кедрова), как и Миша Ауэр, родилась в Петербурге и, так же как Юл Бриннер, была увезена родителями из большевистской России. Семья обосновалась во Франции, где в начале 1930–х и случился театральный дебют Лили. В кино она начала сниматься в 1938–м. Признание же к ней пришло в начале 1960–х после роли жалкой, смешной и трогательной мадам Гортензии в фильме "Грек Зорба", где её партнёрами выступили Алан Бейтс и Энтони Куинн. Первоначально эту роль должна была сыграть Симона Синьоре, однако (согласно разным версиям) то ли актриса отказалась сама, то ли с ней не захотел работать режиссёр Михалис Какояннис.
В любом случае счастливый билет достался Кедровой, получившей номинацию на кинопремию BAFTA и "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. Спустя почти 20 лет она вернулась к мадам Гортензии, теперь на Бродвее, и снова удачно — помимо сценического успеха Кедрову выдвинули на премию "Тони", которая ей и досталась.
Михаил Барышников — Юрий Копейкин, "Поворотный пункт" (1977)
Для выдающегося балетного артиста Михаила Барышникова роль Юрия Копейкина стала дебютной в кино. В "Поворотном пункте" рассказывалась история двух балерин, одна из которых выбрала, отчасти вынужденно, материнство и семейную жизнь, а другая продолжила танцевать. Первую в реальности звали Изабель Мирроу Браун, вторую — Нора Кэй–Росс.
Поскольку в фильме рассказывалась история балетной труппы, на большинство ролей режиссёр Герберт Росс пригласил реальных балетных танцовщиков и танцовщиц, в их числе Михаила Барышникова и Лесли Браун. Барышников сыграл прекрасно знакомую ему роль премьера и сердцееда, в чей фокус внимания попадает юная героиня Браун — Эмилия Роджерс.
Американская киноакадемия отметила "Поворотный пункт" в 11 оскаровских категориях, но ни в одной не удалось выиграть. Зато у любителей балета по–прежнему есть возможность посмотреть на артиста Барышникова в его коронных партиях.