Строительные компании потеряли за прошлый год 13% выручки, заработав в общей сложности полтриллиона рублей.
Выручка застройщиков в Петербурге и Ленобласти по итогам 2024 года составила 565,86 млрд рублей, подсчитали в Dataflat.ru. Это на 86,28 млрд меньше, чем в 2023 году.
При этом только в Петербурге застройщики потеряли 79,7 млрд рублей (15%): их выручка уменьшилась до 439,12 млрд. В Ленобласти падение составило лишь 5%. Эксперты связывают это с тем, что в городе продаётся более дорогое жильё.
Почему упала выручка
В натуральных показателях спад в двух регионах сопоставим. В Петербурге застройщики продали 1,7 млн м2, что на 35% меньше, чем в 2023 году, а в Ленобласти — 0,7 млн м2, на 31% меньше.
Падение выручки произошло, несмотря на рост цен на строящуюся недвижимость. Так, в Петербурге средняя цена за 1 м2 увеличилась на 10,9% (с 247 тыс. рублей в январе до 273,8 тыс. в декабре), а в Ленинградской области — на 5,4% (до 159,3 тыс. рублей).
Падение и продаж, и, соответственно, выручки — ожидаемый итог 2024 года. Если в его первой половине большинство застройщиков на фоне грядущей отмены льготной ипотеки демонстрировали хорошие показатели, а июнь стал одним из лучших месяцев по объёмам продаж за последние 5 лет, то во второй половине года показатели упали почти вдвое. Плюс особую нервозность рынку добавляли постоянно исчерпывавшиеся лимиты по семейной ипотеке.
“
"В условиях отсутствия привлекательных условий по ипотеке, доступной всем без оговорок, снижение выручки более чем ожидаемо. Рынок продолжит сжиматься и далее, пока ключевая ставка не вернётся на значения ниже 10% годовых. Это не только вернёт жизнь ипотеке, но и активизирует строительство. Поскольку проектное финансирование по ставкам 25% годовых и более жизнеспособно только для недвижимости с ценой квадратного метра намного выше среднего. И многое из того, что могло бы быть построено, пока уходит в стол", — говорит коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов.
Прогноз на год
По оценке коммерческого директора ГК "А101" в Петербурге Марии Орловой, выручка и продажи застройщиков в 2025 году продолжат планомерно снижаться. "По моим прогнозам, снижение может составить порядка 30–40% в целом по рынку Петербургской агломерации", — говорит она.
Также есть мнение, что текущая ситуация сохранится до середины февраля. "Мы всё ещё находимся в парадигме 2024 года. Следующее заседание по ключевой ставке состоится 14 февраля, все новости в ипотечных программах будут ближе к этой дате. А пока что банки и застройщики стараются не делать резких движений, чтобы не нарушить тот баланс, который удалось удержать в конце 2024 года", — считает директор по продажам жилой недвижимости "Кронунг Групп" Елена Алещенко.
С ней согласна генеральный директор агентства недвижимости "КВС" Анжелика Альшаева. "В данный момент ситуация не сильно отличается от предыдущих месяцев, с учётом сезонного фактора", — говорит она.
"Январь традиционно менее активный месяц, но мы фиксируем повышенный интерес со стороны покупателей. В первые рабочие дни уже было совершено несколько сделок", — рассказывает заместитель генерального директора по продажам компании Hansa Group Дарья Боровицкая.
Как говорят участники рынка, в рамках построения прогнозов у девелоперов в основном фигурируют две из трёх моделей развития рынка: реалистичная и пессимистичная. "При этом оптимистичную пока даже не достаём из ящика стола", — говорит один из застройщиков.
"Наша задача при таких ставках — предложить максимальное количество доступных инструментов покупки. А альтернативой ипотечной программе традиционно является рассрочка, программ которой — всё больше и разнообразнее для любых категорий клиентов", — говорит коммерческий директор группы "Аквилон" Алексей Бушуев.
"В условиях, когда рынок сжимается на фоне низкого спроса и предложения, на смену конкуренции ценой и размером ежемесячного платежа приходит конкуренция уровнем продукта. И проекты, выделяющиеся премиальным продуктом в своей локации, будут высоко востребованы, как и раньше", — уверен вице–президент по продажам и сервису группы RBI Дмитрий Фалкин.
"В 2025 году мы будем наблюдать активную борьбу за клиента. Девелоперы будут конкурировать продуктом, удобными инструментами и выгодными условиями продаж. Рынку недвижимости свойственна сезонность, в частности, январь традиционно является месяцем затишья. При этом мы видим большой объём входящих обращений. Как правило, это те покупатели, которые не успели закрыть свою потребность в улучшении жилищных условий в декабре", — резюмировала директор департамента продаж GloraX Татьяна Халилова.