Смольный обещает кратно увеличить объёмы строительства новых станций метрополитена. За пять лет в городе должны возвести более десятка транспортных узлов подземки.
К 2030 году в Петербурге планируется построить 11 станций метро: "Юго-Западную", "Путиловскую", "Богатырскую", "Каменку", "Лиговский проспект-2", "Театральную", "Шуваловский проспект", "Гавань", "Морской фасад", "Улицу Доблести" и "Брестскую". Об этом на неделе заявил "строительный" вице-губернатор Николай Линченко.
Предполагается, что городская подземка получит шестую, коричневую ветку, где к указанному сроку должно появиться пять станций. Новыми участками обзаведутся ещё три линии: оранжевая (три станции), зелёная (две) и фиолетовая (одна).
Озвученные планы гораздо более приземлённые по сравнению с 89 новыми станциями, обещанными губернатором Александром Бегловым. В то же время они выглядят довольно амбициозными, учитывая, что за предыдущую пятилетку в городе запустили всего одну новую станцию (прошлогодний "Горный институт").
Однако в тот период отрасль столкнулась с серьёзными вызовами: банкротством старого "Метростроя" и санкционным давлением. Власти уверяют, что проблемы уже преодолены — создан новый подрядчик, оборудование предшественника выкуплено, а в скором времени его станет больше. Теперь метростроение Петербурга готово сделать рывок, регулярно говорят представители Смольного.
Призрачная линия
Вначале на карте должен появиться первый отрезок коричневой ветки. Запуск "Юго-Западной" и "Путиловской" с переходом на красную ветку ожидался в прошлом году, но был перенесён на 2025-й. По словам Линченко, работы на этом участке "идут полным ходом".
Как пишет телеграм-канал "Подземник", публикующий хронику городского метростроения, сейчас в перегонном тоннеле укладывают рельсовые плети и монтируют кронштейны для контактного рельса. На поверхности уже стоят здания будущих вестибюлей, а на "Юго-Западной" почти доделали фасад.
На другом конце линию в 2028 году дополнит "Лиговский проспект-2", который свяжут с одноимённой станцией оранжевой ветки. Запуск приурочат к вводу высокоскоростной железной дороги Москва – Петербург. На месте транспортного узла появятся вокзал ВСМ, а также второй выход "Лиговского проспекта".
Перспективная схема метро содержит на участке между "Путиловской" и "Лиговским проспектом-2" ещё и "Броневую", "Заставскую", "Боровую", "Каретную". Эти четыре станции не прозвучали в плане вице-губернатора, но упоминались со сроком на 2030 год в предвыборной программе Беглова. Судя по всему, часть из них некоторое время будет станциями-призраками, как сейчас "Театральная".
“
"Некоторые станции действительно могут быстрее начать работать как транзитные — это может быть необходимо для ускорения темпов строительства и последующего скорейшего пуска в эксплуатацию", — рассказали в "Метрострое Северной столицы" (МССС). Такую же мысль озвучивал и Линченко.
В обратном направлении от "Юго-Западной" построят "Брестскую" и "Улицу Доблести". Планируемый срок — 2030 год.
На фото: вестибюль метро "Юго-Западная"
Поворот на намыв
Уже упомянутая "Театральная" пока не получила выхода на поверхность. Градоначальник винил в этом "некомпетентность известных людей", вероятно, имея ввиду главу Мариинского театра Валерия Гергиева. Последний жаловался на дрожь в историческом здании культурного учреждения из-за подземных работ и выступал против размещения вестибюля на Театральной площади.
"Сейчас прорабатываем проектную градостроительную документацию, там рассматривалось несколько вариантов <по размещению наземного вестибюля>. В ближайшее время надо будет утвердить проект планировки территории, причём на перспективу", — заявил Линченко, отвечая на вопрос о сроке полноценного запуска станции.
Весь цикл работ с проектированием, госэкспертизой и стройкой займёт 4,5–5 лет, добавил чиновник. Такой продолжительный срок наталкивает на мысль, что точка выхода наклонного хода до сих пор не определена. Поскольку подземная часть готова, то метростроители могут предложить не так много путей выхода.
"Наверняка уже есть определённое, ограниченное количество вариантов. Понятно, что раз станция уже существует, то очень сильно тут не "разгонишься". Но хотя там могут быть пешеходные тоннели, в принципе эти вопросы решаемы. Если вы вдруг когда-нибудь бывали в Алматы, видели там станцию "Абай", подход к платформам которой "с земли" имеет четыре поворота, включая эскалаторный ход", — отмечает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин.
После "Горного института" оранжевая ветка повернёт на намывные территории Васильевского острова. Линию продолжат станции "Гавань" и "Морской фасад", также запланированные на 2030 год. Планировка территории для них уже утверждена, а в скором времени начнётся проектирование.
Надежда на свет в конце тоннеля
Следующими после "Путиловской" и "Юго-Западной" ожидаются станции северного участка зелёной ветки. Работы здесь стартовали ещё в июне 2023 года, когда в котловане на Туристской улице заработал проходческий щит "Надежда", выкупленный у кредиторов старого "Метростроя".
За год комплекс преодолел место будущей "Богатырской", а к началу 2025-го прошёл треть пути до "Каменки". МССС в январе объявил конкурсы на земляные и подготовительные работы для "Каменки", а также на обустройство стен в грунте на обеих станциях. Работы выполнят в этом году.
Ввод участка намечен на 2028 год, а спустя два года до "Каменки" проложат продление фиолетовой ветки с переходом на станцию "Шуваловский" проспект".
Проектные планы
Примечательно, что в плане нет упоминаний метро до Кудрово и Пулково, проекты которых активно обсуждаются последние годы. Власти Ленобласти давно обещают построить подземку в восточном пригороде Петербурга, но пока даже не называются конкретные сроки, каждый раз они "плавают". Как объяснял губернатор Александр Дрозденко, главной проблемой является необходимость федерального софинансирования.
В минувшем декабре глава области заявлял, что "на проектном уровне всё начало двигаться". Тогда же в петербургском комитете по строительству, который курирует стройку метро, сообщили, что проектную документацию для "Кудрово" разработают лишь до конца 2026 года. Пока всё это вновь походит на затягивание сроков, впрочем в районе будущей станции уже активно возводят транспортно-пересадочный узел.
По метро до Пулково прошлой весной давал поручение президент РФ Владимир Путин. К аэропорту планируется пустить продление красной ветки. Предполагается, что линия также свяжет с центром Петербурга "Экспофорум", Пушкин и строящийся город-спутник Южный.
В июне Беглов отчитался о подготовке и согласовании документации по планировке территории для метро "Пулково". В конце года стало известно о старте проектирования станции "Проспект Маршала Жукова", которая станет первой на новом участке.
На щите к триумфу
По словам Линченко, бюджет на стройку метро в 2025 году составляет порядка 50 млрд рублей. Объём финансирования в том числе складывается из сумм авансов, уже заплаченных за работы и закупку материалов и оборудования, которое будет использовано в этом году.
"На старте работы у "Метростроя Северной столицы" было 3,5 тыс. сотрудников, сегодня — уже больше 5 тыс. То есть наращиваем объёмы и в людях, а главное — наращиваем объёмы в части выработки. Месячная выработка только за прошедший год увеличена более чем в 4 раза", — подчеркнул вице-губернатор.
Ключевым нюансом остаётся оборудование. Помимо "Надежды" были выкуплены у банкротящегося "Метростроя" и восстановлены два других щита, которые сейчас роют тоннели до "Каретной". Кроме этого, Обуховский завод собирает ещё два щита, которые должны поступить метростроителям в этом году. Гендиректор МССС Дмитрий Васильев недавно подчёркивал, что для интенсификации строительства нужна современная отечественная техника.
“
"Необходимо учитывать, что средняя глубина заложения станций и перегонов — 60 м, а станции расположены в среднем на расстоянии около 2 км. Это обусловлено тем, что в городе на Неве строить без проблем и с применением классического горнопроходческого оборудования можно на глубине 40–60 м, где залегают сухие кембрийские глины. Выше находятся неустойчивые и обводнённые грунты: строительство в верхних слоях сопряжено с необходимостью постоянно сдерживать грунтовые воды. Именно поэтому почти все станции петербургского метрополитена находятся на глубине более 50 м. Сами же тоннели метро проложены на большей глубине, в особенности там, где трассы проходят под руслами рек", — заявил топ-менеджер в интервью журналу "Гидротехника. XXI век".