Город для богатых: разница цен на жильё в Петербурге и Ленобласти достигла рекорда

Новостройки в Петербурге стали дороже квартир в Ленобласти на 47%
Автор фото: архив "ДП"

Разница в цене нового жилья между Петербургом и Ленобластью достигла рекордного размера — в полтора раза. По прогнозам экспертов, она продолжит расти, пока дешёвого жилья в городе не останется совсем.

По данным "Сбераналитики", сейчас средняя цена 1 м2 в реальных сделках в Петербурге составляет 247,8 тыс. рублей, а в Ленобласти — 169,1 тыс. рублей. Если исключить из расчётов Шушары (по транспортной доступности уступающие Кудрово и Мурино), разрыв становится ещё более заметным.
Разница в стоимости недвижимости между двумя регионами увеличивается на протяжении последних лет. В 2017 году она составляла 15,6 тыс. рублей (21,8%), а к 2024 году выросла до 78,7 тыс. рублей (46,5%). Это происходит из–за того, что цены в городе растут быстрее, чем в окрестностях.
"В среднесрочной перспективе этот тренд будет только усиливаться, — считает коммерческий директор ГК “А101” в Петербурге Мария Орлова. — Именно в области, в отличие от города, есть площадки для проектов КРТ (комплексного развития территории. — Ред.)".
По мнению директора консалтингового центра "Петербургская недвижимость" Ольги Трошевой, разрыв иллюстрируют усреднённые цифры, которые характеризуют жильё класса "массмаркет" в городе и области.
"Стоит учитывать, что вилка средних цен в Петербурге варьируется в зависимости от характеристик жилья и локации, — говорит она. — Широко представлен сегмент “комфорт”, который наращивал свою долю в последние годы, а также сегмент “высокий комфорт”. При этом объекты экономкласса присутствуют ограниченно. Поэтому вилка средних цен значительно шире: от 180 тыс. до 305 тыс. рублей за 1 м2 в зависимости от сегментов, по данным на январь 2025 года".
Если оценивать разрыв между сопоставимыми локациями, например городского закадья и пригородных объектов, то разница будет меньше — в пределах 40 тыс. рублей за "квадрат" (в среднем 194 тыс. рублей против 154 тыс. рублей).
Например, локация Новоселье в Ломоносовском районе или активно развивающиеся территории Пушкинского района сравнимы с Красногвардейским районом (локация Ручьи) и объектами Всеволожского района.
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"

Почему увеличивается разница в цене

Основная причина, почему в городе жильё дорожает быстрее, по мнению участников рынка, — дефицит площадок под застройку в черте города.
"Разница между предложениями растёт, так как в черте города сокращается количество новых проектов", — отмечает коммерческий директор ГК "Полис" Яна Вирченко.
Дефицит порождает рост цен. "В Ленинградской области стоимость земли составляет примерно 13–18 тыс. рублей за 1 м2 будущих улучшений, а в городе дешевле 50 тыс. рублей просто не найти. Диапазон цен может доходить до 100 тыс. рублей", — объясняет директор направления "Девелопмент" компании Hansa Group Владимир Ревенков.
Этот фактор определяет и классность проектов, а значит и цену жилья. В Ленинградской области преобладают проекты эконом– и комфорт–класса, в то время как в Петербурге девелоперы строят преимущественно комфорт–, бизнес– и премиум–класс.
Кроме того, обременения для застройщиков в Петербурге только растут: увеличилась плата за смену вида разрешённого использования земельных участков, усложнилось согласование проектов, стоимость подключения к коммуникациям стала выше. Выше в городе и социальные обязательства застройщиков, которым зачастую приходится строить за свой счёт детсады, школы, дороги и т. д.

Как появился "Новый Петербург"

Активный интерес девелоперов к застройке областных окрестностей был во многом спровоцирован действиями городских властей. В 2011 году, после ухода с поста губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, новый глава города Георгий Полтавченко почти на 2 года заморозил согласование жилищного строительства. Это решение, хотя и направленное на наведение порядка, вызвало недовольство бизнеса, который переключил активность на соседний регион.
Уже к 2012 году начался бум застройки в пригородах, особенно в районах, прилегающих к КАД. Если в 2011 году в области ввели 1 млн м2 жилья, то к 2015 году — уже 2,4 млн, а с 2017 года ежегодно вводится более 2,5 млн м2.
Особенности согласования градостроительной документации также сыграли свою роль. В Петербурге как городе федерального значения вся реальная власть сосредоточена в руках губернатора и его заместителей. А в Ленинградской области согласования проектов проходили на уровне местных советов, что было намного проще для девелоперов.
Более лояльные градостроительные нормы и доступность земель за КАД привели к массовому строительству, особенно в районах Мурино, Кудрово, Новосаратовка и Янино. Население этих районов выросло в разы: например, в Мурино с 7 тыс. человек в 2010 году до 104 тыс. в 2023–м, а в Кудрово — с 1,37 тыс. почти до l65 тыс.
Впрочем, к 2017 году и областные власти начали жёстче регулировать вопросы жилищного строительства. Были введены ограничения на высотность (до 7–10 этажей), а застройщиков обязали возводить социальные объекты за счёт собственных средств. Хаотичный строительный бум пошёл на спад, и новые проекты стали больше походить на нормальные жилые районы, а не на спальные гетто.

Станет ли Ленобласть привлекательнее Петербурга

Эксперты сходятся во мнении, что тренд на переезд в область только набирает обороты. Главный стимул для покупателей — возможность получить больше квадратных метров за те же деньги. "Почти 50% покупателей в агломерации приобретают жильё с целью улучшения жилищных условий. Разница в ценах с городом часто позволяет взять квартиру на одну–две комнаты больше", — говорит Мария Орлова.
Кроме того, агломерационные процессы идут полным ходом. В пригородных локациях появляются новые центры притяжения: бизнес–парки, научные кластеры, коворкинги. Это снижает потребность в ежедневных поездках в центр Петербурга. Развитие транспортной инфраструктуры также способствует росту привлекательности области. Запуск Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), проектирование линий легкорельсового транспорта и возможное строительство КАД–2 сокращают разницу в логистической доступности.
Однако не все проекты в Ленинградской области будут одинаково востребованы. "Отсутствие социальной и транспортной инфраструктуры может стать серьёзным сдерживающим фактором для ряда проектов", — предупреждает начальник управления продуктового менеджмента и маркетинговых исследований "Главстрой Санкт–Петербург" Дмитрий Ефремов.
Так, например, до сих пор жители некоторых областных районов вынуждены ездить к докторам или чиновникам за различными госуслугами в соседний населённый пункт.
Покупателям стоит учитывать не только стоимость жилья, но и уровень инфраструктуры будущего района. Если раньше выбор между Петербургом и областью был простым — дороже, но ближе, или дешевле, но дальше, — то теперь акцент смещается на качество не только дома, но и всего района.
Ленинградская область — весьма неоднородный по ценам на недвижимость регион. Но если брать ближайшие к Петербургу пригороды — те же Мурино и Кудрово, разница в чеках с недвижимостью в спальных районах города (либо городах–муниципалитетах внутри Санкт–Петербурга) не такая существенная. Спрос на первичную недвижимость в областных пригородах активно поддерживается семейной ипотекой. Также новостройки здесь зачастую качественнее городской вторички пяти– и десятилетней давности — благодаря своей среднеэтажной застройке, коммерческой инфраструктуре на первых этажах, общественным пространствам внутри комплекса и так далее. В целом жизнь в областных пригородах связана с маятниковой миграцией. Жители субурбий проводят большую часть времени в Петербурге, где есть работа, учёба, досуг. Данный факт, к слову, усиливает конкуренцию областных новостроек с проектами ИЖС, жизнь в которых также подразумевает частые поездки в Петербург и обратно. Эта конкуренция — многоэтажек в пригородах и частных домов на землях ИЖС — будет только расти, поскольку сейчас у покупателей нет привычной альтернативы в виде доступной вторички. Если в обозримой перспективе ставки будут снижены, часть покупательского спроса — клиентов, которые хотят купить квартиру в Петербурге, — вернётся на рынок города.
Виталий Коробов
генеральный директор Element
С учётом дефицита земельных пятен под новое строительство в Санкт–Петербурге и того факта, что новые проекты в городе относятся преимущественно к классам комфорт–плюс, бизнес и премиум, Ленинградская область становится регионом, в котором сконцентрирован спрос на более доступное жильё, вдобавок по сумме сделки попадающее под действующие льготные программы ипотечного кредитования. Многие крупные проекты недавно вышли на рынок, а по ряду других всё ещё ведётся работа по подготовке документации. На их реализацию уйдут годы, и пустовать после ввода в эксплуатацию новые дома не будут точно, так что тренд продлится по меньшей мере несколько лет. Благодаря более низкой стоимости земли застройщики могут позволить себе реализовать в проектах в Ленобласти интересные продуктовые решения. И если 10–15 лет назад новостройки в соседнем регионе ассоциировались с сегментом эконом, то сегодня это по большей части честный комфорт–класс с продуманной жилой средой, интересными концептуальными решениями и высоким качеством строительства.
Татьяна Халилова
директор департамента продаж GloraX
Разница в стоимости как раз и обусловлена тем, что спрос на недвижимость не так интенсивно смещается в область, как мог бы. Востребованность жилья в области зависит и будет зависеть только от её экономического развития. Чем больше будет мест приложения труда и чем шире они будут распределены, тем больше локаций и строящихся объектов окажется в их радиусах. И это повлияет на цены, так как спрос начнёт расти. Поэтому просто так ждать роста интереса к предложениям в области едва ли стоит. Разумеется, какая–то часть покупателей предпочтёт область просто ввиду столь большого разрыва в цене за метр. Но это больше похоже на демпинговую модель, ёмкость которой ограничена тем же объёмом спроса. Если оставить в стороне фактор занятости, то в сторону Ленобласти покупатели массово могут начать смотреть при условии хорошей транспортной связи. Метро в городе уже притча во языцех, но Ленобласть в этом плане даст фору. Попробуйте вспомнить, сколько новых станций и линий пригородных поездов (или "дальнобойных" трамваев) появилось за последние десятилетия в области. Есть единичные случаи запуска новых маршрутов, но все по старой инфраструктуре.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"