Новые зарядные станции и льготы повысили спрос на электрокары в Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Спрос на электрокары растёт благодаря льготам от государства и развитию публичных зарядных станций.

Прошлый год стал рекордным для рынка электрокаров в России. За 12 месяцев было продано 17 805 новых машин с электрическим двигателем. По данным агентства "Автостат", этот показатель более чем на четверть (+26,4%) превосходит уровень 2023 года.
При этом эксперты агентства напоминают, что в 2023 году продажи выросли в 4,7 раза.

Концепция работает

В пресс–службе ГК "АвтоСпецЦентр" отмечают, что в прошлом году россияне стали интересоваться новыми электромобилями чаще, а продажи выросли относительно 2023 года на 31%. На будущее в компании склонны смотреть с оптимизмом. Там напоминают, что ещё в 2021 году была принята концепция развития электротранспорта до 2030 года.
"К 2030 году каждый десятый выпускаемый в России автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет до 72 тыс. Также планируется запустить производство ячеек для аккумуляторов и построить 1 тыс. водородных заправок", — говорят представители "АвтоСпецЦентра".
По данным "Авто.ру", общая доля легкового транспорта с гибридной или электрической силовой установкой от всех объявлений, опубликованных за 2024 год, составила 3,4% в сегменте новых автомобилей и 1,7% — среди подержанных. Эти показатели сохраняются на уровне прошлого года, но при этом в количественном выражении наблюдается существенный рост.
Количество объявлений новых гибридных автомобилей год к году возросло на 86%, а гибридов с пробегом — на 32%. Среди электромобилей обратное распределение — на 62% возросло число объявлений в сегменте подержанных, а вот объявлений о продаже новых автомобилей с электродвигателем стало больше только на 13% по сравнению с 2023 годом.
"Долгосрочный тренд сейчас сложно предугадать. Однако с учётом текущей низкой доли рынка у этой категории транспорта сохраняется значительный потенциал для роста", — осторожно прогнозируют в "Авто.ру".
Растёт спрос на электромобили и в сервисах каршеринга. В "Делимобиле" рассматривают расширение выбора моделей, а также установление партнёрских отношений с производителями и операторами инфраструктуры. В компании отмечают, что ключевым для дальнейшего распространения электромобилей остаётся развитие городской зарядной сети в формате хабов, а также комплекс мер поддержки для операторов: льготный лизинг, обеспеченные парковочные места и налоговые стимулы.

Государственная воля

Спрос на электрокары невозможен без развития инфраструктуры. Последние годы в Петербурге стали всё активнее открываться новые хабы для зарядки. В городе на Неве, по данным 2ГИС, работают более 350 станций зарядки электромобилей. А всего, по данным 2Chargers, в России по состоянию на конец июня 2024 года насчитывалось 7410 публичных зарядных станций.
В январе в Петербурге компания "Электрохаб" открыла крупнейший пункт "Выборгский" на 50 мест, до конца года планирует запустить ещё один. Всего же до 2027 года в городе должны появиться ещё восемь пунктов компании. Кроме того, в начале прошлого года "Яндекс.Заправки" разместили хаб неподалёку от Московского вокзала.
Директор по развитию бизнеса компании "Зарядные станции “Яблочков”" Даниил Сиволожский замечает, что конкретно сейчас количества зарядных станций в Петербурге вполне достаточно для покрытия потребностей владельцев электромобилей, поскольку большинство водителей заряжают свои машины на медленных домашних станциях по ночным тарифам.
Однако для роста рынка именно развитие зарядной инфраструктуры и государственные меры поддержки отрасли являются ключевыми факторами.
"Примером могут служить Белоруссия, Китай и другие страны, где на государственном уровне приняли решение о создании национальных сетей зарядных станций. Это привело к резкому увеличению количества электромобилей на дорогах", — объясняет эксперт.

Пока льготы не отменили

Российский рынок электротранспорта и зарядной инфраструктуры в ближайшие годы продолжит развитие, но темпы роста могут замедлиться. По мнению Даниила Сиволожского, в 2025 году спрос на электротранспорт сохранится благодаря действующей господдержке.
Сейчас водителям "зелёных" авто в ряде регионов доступны бесплатные парковки, отмена транспортного налога, бесплатный проезд по федеральным трассам и платным участкам дорог.
"Также хорошо работает скидка 35% на автокредит при покупке электромобиля отечественного производства. Однако при сохранении высокой ключевой ставки и снижении государственного стимулирования на покупку электромобилей всех производителей покупательский спрос в 2025 году, вероятно, не будет превышать показатели 2023 и 2024 годов", — говорит эксперт.
По его словам, в долгосрочной перспективе коммерческий сектор, включая службы доставки, ретейл и логистические компании, будет также активно переходить на электротранспорт, а значит, спрос будет расти.
Выгоды очевидны — существенное снижение издержек на обслуживание, возможность "умного" контроля за скоростью и состоянием транспорта, отсутствие риска "слить топливо".
Руководитель отдела продаж компании Avtocharge Александр Копычко замечает, что перспективы развития рынка связаны с усилением экологических норм, развитием технологий и увеличением доступности зарядной инфраструктуры.
"Спрос на установку зарядных станций растёт со стороны как бизнеса, так и частных клиентов. Торговые центры, офисные здания и гостиницы видят в этом возможность привлечь больше клиентов, предлагая дополнительные удобства. Окупаемость зарядной станции зависит от множества факторов, включая стоимость установки, тарифы на электроэнергию, интенсивность использования и наличие субсидий или налоговых льгот", — заключает Александр Копычко.