Автозаправки в Петербурге стали больше зарабатывать на продаже еды и кофе

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автозаправочные станции (АЗС) увеличивают выручку за счёт продаж продуктов и готовых сэндвичей. По статистике 2ГИС, в Петербурге сейчас насчитывается 637 АЗС с магазином. Кафе на заправочных станциях сервис нашёл 386.
Согласно данным аналитического центра Checkindex.ru, средний чек на напитки и еду на АЗС в Петербурге и Ленинградской области в 2024 году составил 492 рубля, что выше уровня 2023 года на 12%. Число покупок выросло на 11%.

Чек с добавкой

В других регионах картина похожая. Например, в исследовании компании NTech отмечается, что в Москве, Московской и Владимирской областях в феврале–июле 2024 года 8% чеков с АЗС содержали нетопливные товары. При этом на "Лукойле" на нетопливные чеки приходилось 26% (7% — доля таких чеков от суммы выручки), на "Роснефти" — 21 и 6%, на "Газпромнефти" — 10 и 2%, на "Нефтьмагистрали" — 25 и 11%. В топ продаж традиционно входят кофе, кулинария, сигареты, кондитерские и хлебобулочные изделия, энергетические напитки.
По мнению руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максима Малкова, нетопливные товары и услуги (НТУ) — важная часть бизнеса АЗС. "Итоговая эффективность зависит от масштабов сети оператора, преобладающего типа АЗС в сети, ассортимента продукции, качества сервиса и эффективности управления. Для крупных АЗС доля НТУ в валовой выручке может достигать 30%, что весьма много и формирует по сути полноценную диверсификацию ретейла операторов АЗС", — добавил эксперт.
"Газпромнефть" в конце 2024 года открыла на двух АЗС в Петербурге магазины формата "у дома". Площадь торговых залов составляет 70–80 м2, в них представлено более 2 тыс. наименований товаров, включая снеки, выпечку и кофе, овощи, фрукты, молочку, хлеб, полуфабрикаты и готовые блюда. При выборе поставщиков предпочтение отдаётся местным производителям. Также у сети есть кафе.
"Роснефть" в августе 2021 года открывала фудтраки (кафе на колёсах) с наггетсами, хот–догами и куриными крылышками. Их установили на федеральной трассе Санкт–Петербург — Республика Карелия, а также в центре города на Неве. Планировалось, что оба фудтрака будут работать круглый год и перемещаться по Петербургу и Ленобласти — туда, где спрос выше.
Московская "Нефтьмагистраль" запустила в 2021 году формат кафе–кулинарий "Гурманика". Компания открыла три фабрики–кухни готовой еды под этим брендом, которые делают котлеты для бургеров и сосиски для хот–догов.

Маржинальные стаканчики

Остаётся актуальным тренд сотрудничества АЗС с ресторанными сетями. В "Британских пекарнях" рассказали, что поставки на АЗС составляют достаточно большую часть объёма их продаж. Спрос на готовую продукцию вообще вырос за последний год. И не в последнюю очередь это происходит за счёт магазинов при заправках, которые постепенно становятся полноценными супермаркетами.
В Macaronshop (производитель десерта макарон) "ДП" рассказали, что участвуют в тендере на возможность поставки кондитерских изделий в сеть АЗС "Роснефть".
В своё время "Азбука вкуса" поставляла готовую кулинарию на автозаправки Shell (ныне заправки и масла представлены в РФ под брендом Teboil) в Москве и Петербурге. По словам экспертов, продуктовая сеть и сейчас является поставщиком АЗС. В компании на запрос "ДП" не ответили.
Один из наиболее высокомаржинальных продуктов (не только для АЗС) — кофе. Эксперты указывают, что наценка на него в точках продаж выше, чем на бензин, продажа которого регулируется государством. Безусловно, абсолютная выручка от продажи топлива значительно превышает выручку от реализации кофе, но маржинальность продаж последнего может быть выше, делая его важным источником дополнительного дохода.
"На выгодно расположенных станциях продажи напитка могут приносить до 30% общей выручки. Кроме того, в отличие от городских кофеен у АЗС уже заложены затраты на аренду, рекламу и другие расходы, поэтому добавление кофе в ассортимент — это низкозатратный шаг, поскольку поток клиентов уже есть. Стоимость кофе на АЗС находится примерно на уровне цен в обычных кофейнях. При этом качество зачастую выше, чем можно ожидать. Зерно на АЗС в среднем уступает кофейному сегменту, но в целом уровень достойный", — поделился своими оценками с "ДП" основатель и генеральный директор компании ProstoKap (производитель кофейных стаканчиков из российского картона) Пётр Кабин.
Он указал, что в среднем цена за чашку кофе на заправке составляет 250 рублей и выше — это уже соответствует среднему ценовому сегменту в городе, где за эти деньги можно найти хороший кофе. Ключевое отличие заключается в отсутствии на заправках бариста, роль которого выполняют автоматы. Для бизнеса это решение выгодно и оптимально, поскольку один сотрудник может и принимать оплату, и запускать автомат.
Как отметил независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин, заправки при взаимодействии с поставщиками периодически заказывают эксклюзивные товары, что позволяет частично выделяться ассортиментом. Но и для поставщика АЗС может быть в этом плане полезна — на станциях производители могут тестировать спрос на отдельные позиции, прежде чем запускать их в массовую продажу. Кстати, у самих АЗС тоже есть "свои" продукты, например энергетик "GDrive Кола" от "Газпромнефти" уже продаётся и в магазинах, как и кофе, снеки и т. д.

Бензин — отдельно, сэндвичи — отдельно

Значительная доля людей, управляющих автомобилем, — представители платёжеспособной аудитории. Спрос на еду и напитки с их стороны неплохой, поэтому чеки на продовольствие и кулинарию на заправках часто сравнимы с "Азбукой вкуса". Эксперты отмечают, что практика продаж сопутствующих товаров развита во многих странах.
"Например, в США доля выручки от дополнительных услуг на АЗС, включая кафе и супермаркеты, может достигать 65%, в Европе — 60%. Продажи топлива однозначно начинают расти, если на заправке есть кафе или супермаркет, особенно на загородных трассах. Иногда даже кофейный автомат или автомат по продаже готовой еды может обеспечить дополнительную маржу АЗС", — подчёркивает партнёр агентства M. A. Research, руководитель направления "Ретейл" Анна Синявская.
Впрочем, по России подобных исследований нет. По мнению Синявской, большое значение имеет локация, где расположена АЗС: если она в черте города, рядом есть магазины и кафе, то дополнительная выгода владельцев будет меньше. Если же станция стоит за городом, где рядом ничего нет, то однозначно наличие предложения продуктов и готовой еды повысит доходы и прибыль.
Основатель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков отметил, что именно сосредоточенность на продажах сопутствующих товаров и продуктов питания позволяет повысить средний чек и маржинальность деятельности АЗС. В ряде стран законодательно устанавливаются цены на топливо, поэтому заправки могут зарабатывать только на сопутствующих товарах, что нормально в силу достаточного охвата платёжеспособной аудитории.
"У нас, на мой взгляд, мало АЗС, которые научились интегрировать такую деятельность в свой бизнес. Однако есть несколько региональных проектов. Компании часто решают вопрос путём разведения команд: одна продолжает заниматься топливом, другая — магазинами. Это разные бизнесы с разными KPI, но при таком подходе они могут стать успешными и рентабельными", — считает эксперт.
Как неоднократно писал "ДП", продажи хлебобулочных изделий и кофе регулярно растут, это заметно в том числе по увеличению оборота пекарен. Поэтому можно сказать, что и здесь АЗС в тренде. Причём они даже раньше многих пекарен стали предлагать некоторые виды слоёной выпечки, а также сэндвичи. Сейчас на заправках (особенно загородных) нередки очереди именно за едой. Развивается и сегмент кафе при магазинах на заправке.
Михаил Лачугин обращает внимание, что как раз АЗС в этом направлении были первопроходцами. А сегодня такая концепция дошла уже до сетевого ретейла.