За деньги — нет: рост зарплат подкосил сельское хозяйство Ленобласти

Зарплаты аграриев в Ленобласти выросли в среднем до 80 тысяч рублей
Автор фото: архив "ДП"

Увеличение зарплат не помогает закрыть кадровую потребность сельхозпредприятий Ленинградской области. Даже теряя рентабельность, они не могут предложить работникам больше, чем в других отраслях.

В прошлом году в российском аграрном секторе произошёл самый большой прирост средних зарплатных предложений. По данным сервиса "Авито Работа", агрокомпании стали предлагать новым сотрудникам оклад на 36% больше, или около 53,9 тыс. рублей в месяц.
В Ленинградской области зарплаты выросли на 15% и составили в среднем 80,7 тыс. рублей. Однако кадры невозможно привлечь, просто начав больше платить, уверены эксперты. Решение проблемы кроется в автоматизации предприятий и построении грамотного hr–бренда.

Трактористы и ветеринары

По данным ГКУ ЛО "Агентство по обеспечению деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области", в 2023–2024 годах сельскому хозяйству региона не хватало около 600 квалифицированных сотрудников. Общая кадровая потребность оценивалась в 2,5 тыс. человек.
За последние несколько лет сельхозпредприятий в области стало больше, но вот общее число занятого в них персонала сократилось. В 2024 году в регионе насчитывалось 626 предприятий, в которых работала 31 тыс. человек. Кроме того, действовало 762 фермерских хозяйства и более 254 тыс. личных подсобных хозяйств. Согласно отчёту областного комитета по АПК за 2021 год, тогда в сельском хозяйстве региона насчитывалось 611 крупных и средних предприятий с численностью работников 32,6 тыс. человек.
По данным hh.ru, лидером сейчас является вакансия тракториста–машиниста (половина всех объявлений в сфере сельского хозяйства по региону). На втором месте сервисные инженеры (около 30% вакансий). Также хозяйствам стали больше требоваться ветеринарные врачи: для них число вакансий увеличилось на 110%. На первом месте по росту востребованности оказались зоотехники (+150% новых вакансий).
Дефицит кадров в АПК и конкуренция за рабочие места с другими отраслями экономики приводит к необходимости увеличивать зарплаты. Как сообщили "ДП" в "Авито Работе", по этому показателю в 2024 году в Ленобласти в лидеры вышли овощеводы. Для них предлагаемая оплата труда увеличилась на 47% и в среднем составила 77,3 тыс. рублей в месяц. Также заметно выросли размеры зарплатных предложений в вакансиях трактористов — на 35% год к году (83,7 тыс. рублей).
При этом условия, которые предлагают работодатели, качественно меняются. Согласно данным сервиса hh.ru "Банк данных зарплат", около 57% компаний предоставляют своим работникам ДМС. 85% возят сотрудников до места работы и обратно, 14% оплачивают корпоративный спорт, 57% предоставляют корпоративное питание.
"В сельском хозяйстве на одну вакансию приходится менее четырёх активных резюме, а по ряду профессий — и того меньше. Потому стратегией многих компаний в прошлом году было именно заманивание кандидатов подобными бонусами. Продолжится ли подобная практика в 2025 году — пока вопрос, потому что рынок труда достаточно изменчив", — комментирует директор hh.ru в СЗФО Юлия Сахарова.

Сколько наймёшь — столько пожнёшь

По мнению генерального директора ООО "Агриконсалт" Андрея Голохвастова, производительность предприятий аграрного сектора не зависит напрямую от уровня укомплектованности штата сотрудников. Рост производства больше определяется степенью автоматизации и механизации, применяемыми технологиями, востребованностью производимой продукции на рынке и наличием других ресурсов — в том числе свободных сельхозземель, пригодных к обработке.
Однако в случае сокращения штата хозяйства всё–таки могут ощутить снижение производительности. "Например, если для одного из двух комбайнов, которыми обладает хозяйство, не найден работник, очевидно, выходить в поле будет только один. Если людей не хватает критически, ферма либо не выпустит необходимый объём сельхозпродукции, либо нагрузка на работников возрастёт в разы. А это тоже приводит к тому, что нужно платить более высокие зарплаты", — объясняет президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт–Петербурга Михаил Шконда.
По оценке Андрея Голохвастова, в молочном животноводстве и кормопроизводстве, которые являются основной специализацией большинства хозяйств Ленобласти, доля затрат на оплату труда доходит до 25–30% в общей себестоимости продукции. Рост этих расходов зачастую ведёт к снижению рентабельности предприятий. Под предлогом возросших затрат поднять цены на продукцию не всегда возможно, поскольку ценообразование зависит от конкуренции, платёжеспособного спроса и степени государственного регулирования.
"В молочном животноводстве рентабельность без учёта субсидий в среднем и так минимальна. С учётом господдержки — тоже не слишком высокая. То есть резерв для безболезненного увеличения затрат небольшой. Это приводит к отказу от развития ферм и даже к сокращению поголовья, если предприятие становится убыточным", — говорит эксперт.

Охота на единорогов

Совладелица кадрового агентства Agro–job Ольга Прозоровская считает, что многим сельскохозяйственным компаниям не хватает качественной самопрезентации в медиапространстве. Зачастую предприятия ограничиваются лишь тем, что публикуют вакансии на сервисах объявлений и больше нигде о себе не заявляют. Следовательно, они не оказываются на слуху у молодых специалистов. А если аграрным компаниям и удаётся привлечь свежую кровь, прибывшие кадры не задерживаются из–за отсутствия системы обучения и адаптации новых сотрудников.
"Я каждый день взаимодействую с руководителями сельхозпредприятий и замечаю за ними нежелание быть гибкими. Они хотят, чтобы к ним пришёл готовый, заточенный под их хозяйство специалист. Но это иллюзия. Мы называем такие запросы “поиск единорога”", — утверждает Ольга Прозоровская.
Также специалисты уверяют, что если раньше автоматизация в АПК была экономически необоснованной, то при текущих темпах увеличения стоимости кадров это стало одним из ключевых путей решения проблемы.
"Сегодня все новые или модернизированные предприятия максимально автоматизированы. 43% крупного рогатого скота содержится на больших фермах со средним поголовьем 6,8 тыс. животных с учётом молодняка. Это проекты, где работают автоматизированные доильные системы, есть системы очистки, управления стадом, учёта не только количества животных, но и ведения истории по каждой корове — чем она болела, как её лечили, что она ела и сколько", — отмечают в Национальном союзе производителей молока ("Союзмолоко").
Там добавляют, что для обслуживания современной автоматизированной фермы требуется в 4 раза меньше людей по сравнению с линейной дойкой на немодернизированном производстве.
Однако Андрей Голохвастов обращает внимание, что при использовании дорогой, производительной и сложной техники количество работников хотя и снижается, но растут требования к их квалификации, а значит, и заработная плата.