Тарифы на платную парковку в Петербурге станут гибкими

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Власти Петербурга обсуждают идею введения дифференцированного тарифа для платных парковок.

Инициатива предполагает, что автомобилисты будут платить больше в тех локациях, где свободных мест для автомобилей остаётся меньше. Расчёт на то, чтобы сделать самые загруженные улицы более свободными.
Действующий размер платы не позволяет разгрузить магистрали с наиболее оживлённым трафиком, особенно в туристический сезон. Кроме того, страдают местные жители, которым некуда ставить свои автомобили, объяснил необходимость меры заместитель председателя комитета по транспорту Михаил Казаков.
"Для повышения эффективности организации дорожного движения и регулирования спроса на поездки на личных автомобилях необходимо внести изменения в систему оплаты парковочных мест. Это позволит избирательно регулировать тарифы в разных частях зоны парковочного пространства", — говорится в справке Комтранса, которая есть у "ДП".
В ведомстве отмечают, что неравномерное распределение транспортных средств на платных парковках чаще наблюдается там, куда люди приезжают на работу. Как поясняет председатель комиссии Заксобрания по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилёв, в первую очередь речь идёт об улицах, примыкающих к Невскому проспекту.
"В основном это, конечно, центральные части Центрального района. А также части Петроградского и Василеостровского районов, приближенные к станциям метро, где много офисов", — перечисляет депутат локации, где сложно оставить машину.
Как сообщили в Комтрансе, сейчас вопрос о гибком тарифном меню находится на рассмотрении, сроки введения пока не определены.
Однако первый шаг в сторону этого власти уже сделали — в январе Смольный утвердил максимальный тариф на парковку, который пока не применяется. Сейчас парковка легкового автомобиля стоит 100 рублей за один час, верхняя же планка платы установлена на уровне 391 рубль.
Транспортный инженер Дмитрий Баранов называет нововведение логичным и давно назревшим, поскольку машино–места на ряде улиц переполняются и у горожан возникают вопросы, в чём польза платной парковки.
"Но надо иметь в виду, что изменение тарифов влияет главным образом на парковки с почасовой оплатой. А таких парковочных сессий может быть довольно мало. Парковка может быть занята льготниками (жителями), а оставшиеся места использоваться для кратковременной парковки (15 минут бесплатно). В таком случае эластичность спроса стремится к нулю и повышение тарифов ничего не даст. В общем, чтобы понять, будет ли это эффективно, нужно знать долю почасовой оплаты в конкретных местах. А в случае с низкой долей нужно уже менять не тарифы, а методы регулирования. Например, часть мест сделать чисто резидентными, а часть — для кратковременной остановки. Но и такой метод имеет пределы эффективности. В конечном счёте проблема в слишком большой концентрации автомобилей в определённых местах. И она должна решаться комплексно, за счёт улучшения альтернативных способов передвижения и ограничения въезда в какие–то части города, в крайнем случае", — объясняет эксперт.
В Москве, где тарифы уже дифференцированы, такие меры работают, но тоже не всегда по вышеописанным причинам. В Петербурге же проблему создаёт наличие парковочных разрешений, действие которых по требованию горожан распространили с одного муниципалитета на весь район. В итоге житель может в пределах района пользоваться парковочными местами как ему хочется, занимать их сколько угодно, что и приводит к концентрации льготных сессий в определённых местах.
"Вернуть зонирование обратно теперь будет очень сложно политически", — отмечает Дмитрий Баранов.