Рейтинг событий февраля: Прибалтика без БРЭЛЛ, сбой в китайских авто и облик Карповки

Автор фото: архив "ДП"

В феврале среди самых читаемых материалов dp.ru оказались темы о выходе стран Прибалтики из БРЭЛЛ (63 тыс. просмотров), сбоях с датчиками китайских авто (55 тыс.) и новом облике набережной Карповки (24 тыс.).

Высокое напряжение

В начале месяца Латвия, Литва и Эстония разорвали связь с БРЭЛЛ и отключились от единой с Россией и Белоруссией энергосистемы.
Прогнозы об ударе для энергосистемы Калининградской области, которая по сути оказалась в изоляции, не оправдались. Собственные мощности позволили региону самостоятельно закрывать потребности в электроэнергии. На перебои со снабжением никто не жаловался.
Для европейцев переход на новую схему стал куда большей проблемой. В частности, остановился крупный целлюлозный завод в Эстонии. В этой стране электричество стало дороже в десятки раз по сравнению с ценами в Финляндии.
По мнению ведущего инженера департамента технического маркетинга НПП "ЭКРА" Павла Воронова, развитие энергосистемы Прибалтики после выхода из БРЭЛЛ — дело будущего. Ввод новой линии напряжением 220 кВ между Польшей и Литвой запланирован на 2030 год, а подводный кабель между Эстонией и Финляндией не раз демонстрировал не самую высокую надёжность.
"Одно можно сказать точно — энергосистема Калининградской области функционирует изолированно уже сейчас благодаря своевременному строительству нескольких современных тепловых электростанций. Дефицит мощности отсутствует, а многочисленные испытания изолированного режима работы показали высокую надёжность автономной энергосистемы", — говорит эксперт.
По словам участников рынка, межправительственное соглашение о едином энергетическом пространстве уже давно утратило свою экономическую актуальность. Активный переток между странами — участницами договора был прекращён ещё в 2022 году. Поэтому соглашение носило скорее фиктивный характер и все заинтересованные участники с российской стороны успели подготовиться к разрыву энергокольца.
Гендиректор и основатель Atomic Capital Александр Зайцев полагает, что идея разрыва БРЭЛЛ изначально была политической, поскольку с экономической точки зрения такой шаг нецелесообразен.
"Под ударом оказалось не только само население, но и энергоёмкие отрасли, которые действуют на прибалтийской территории. К ним можно отнести химическую промышленность, металлургию и добывающий сектор. Таким образом, с учётом энергоперехода Эстонии, Латвии и Литве надо будет задуматься о каких–то субсидиях для собственного бизнеса, оказавшегося под ударом, иначе предприятия просто начнут закрываться из–за нерентабельности", — прогнозирует собеседник "ДП".
Совокупная установленная мощность Калининградской области составляет порядка 1,7 ГВт, что покрывает не только существующий, но и перспективный спрос на электроэнергию. Вероятно, обособленное положение региона в перспективе может стать "трамплином" для развития ВИЭ–индустрии. География позволяет рассматривать область как площадку для реализации существующих наработок ветряной генерации. Для Прибалтийских стран прекращение взаимовыгодного обмена означает значительное повышение стоимости электроэнергии. В странах региона сформировался тренд на повышение стоимости электроэнергии. Галопирующие тарифы отражаются на удорожании услуг ЖКХ, себестоимости производства товаров, что разгоняет инфляцию и негативно сказывается на экономической устойчивости. Безусловно, сотрудничество в рамках БРЭЛЛ не являлось для Эстонии, Латвии и Литвы основой топливно–энергетического баланса — более важным источником энергии выступают Финляндия и Швеция, — однако ценовая политика скандинавских поставщиков заметно отличается от белорусской и российской.
Павел Марышев
директор по развитию компании "Энергия Плюс", член экспертного совета при Российском газовом обществе

Вышли на берег

На набережной реки Карповки построят трёхэтажный духовно–просветительский центр Иоанновского монастыря. Для этого пришлось снести гараж, который не представлял какой–либо ценности.
Архитектурно–градостроительный облик проекта, разработанный мастерской Михаила Мамошина, уже получил согласование. По задумке авторов идеи, там разместят центр для паломников, гостевой дом, предприятия общественного питания, домовую церковь, паркинг, а также вспомогательные и технические помещения.
Как уточнил сам Мамошин, строительство на монастырской земле пока не началось. Примерно через 2 месяца планируется зайти в экспертизу, после чего станут известны точные сроки реализации проекта.
Автор: kgainfo.spb.ru
Новое строительство на Карповке стало продолжением тренда на благоустройство береговой линии реки, которая проходит через весь Петроградский район.
Ранее на участке от ул. Чапаева до Петропавловской ул. вдоль петровских казарм Гренадёрского полка появилось общественное пространство с широким променадом, арт–объектами, спусками к воде, амфитеатром, детскими игровыми зонами и аптекарским огородом.
В конце 2024 года завершилась реставрация исторической подстанции №2 (изначально — "Петербургской", в дальнейшем — "Красных зорь"), которая находится под охраной КГИОП.
Подстанция на Карповке — ровесница петербургского трамвая. Почти 120 лет, включая блокадные годы, она обеспечивала движение электротранспорта в городе. Сегодня она продолжает обслуживать маршруты, которыми ежедневно пользуются более 50 тыс. пассажиров.
Одновременно с развитием общественных мест некогда заброшенные территории начали осваивать и девелоперы. К примеру, ГК "ПСК" в створе Геслеровского моста построила ЖК "Северная корона", "Альфа Фаберже" возводит ЖК Meltzer Hall у Силина моста.
Кроме того, "Евроинвест Девелопмент" готовится застроить бывшую площадку аккумуляторного завода "Ригель". Проект квартала предусматривает благоустройство набережной с причалом для катеров.
В контексте обычных новостей о начале строительства новых жилых домов, бизнес–центров, социальных объектов, дорог, мостов и так далее появление чего–то подобного уже само по себе новость. Архитектурную составляющую оставим за скобками, она здесь диктуется определённым контекстом. Посмотрим на это событие с точки зрения функционального состава набережной реки Карповки, которая представляет собой фронт дореволюционной застройки, немного хорошей современной застройки, а также новые территории, сейчас застраиваемые и благоустраиваемые. Заросшие кустарником неухоженные берега переводятся в статус носителей какой–либо функции. Например, пешие прогулки и выход к воде от новой застройки. Этот объект, который также можно отнести к социальным, будет занимать своё место на набережной. Чем, безусловно, разнообразит её наполнение. Важно, что вместе с этим уходит "одичавшая" часть набережной реки Карповки.
Сергей Софронов
коммерческий директор ГК "ПСК"

Давление зашкаливает

Аномально высокое атмосферное давление, наблюдавшееся в Петербурге в феврале, преподнесло сюрпризы владельцам китайских автомобилей. Водители некоторых кроссоверов пожаловались на неожиданное срабатывание индикатора Check Engine.
Гендиректор управляющей компании "К–Групп" (сети СТО и магазинов автозапчастей "Кореана" и "Китаяна") Михаил Мартынов говорит, что на авто из Поднебесной достаточно часто проявляются проблемы, которые возникают только на "возрастных" машинах европейских, корейских и японских производителей. На "китайцах" такие сбои случаются уже смолоду.
"Поскольку китайские автопроизводители выводят на российский рынок всё новые и новые бренды, вероятность, что они ещё долго будут иметь “детские болячки”, достаточно высока. При этом бренды, давно существующие на рынке, такие как Chery, Geely, Haval, уже практически полностью решили проблемы с “детскими болезнями”", — считает Мартынов.
Автоэксперт и представитель "Юг–Авто Премиум" Дмитрий Афонин в разговоре с "ДП" подчеркнул, что спрос на бренды из Китая не пострадал от забарахливших датчиков.
"Подобные новости появляются регулярно. Нужно понимать, что иногда отдельные случаи технических неполадок раздуваются в инфополе, а порой этому способствуют конкуренты. Большая часть автомобилей остаётся на гарантии, и производители оперативно решают возникающие проблемы. Что касается перспектив китайских брендов, то их развитие — неизбежный процесс. Российский рынок идеально подходит для адаптации моделей: здесь представлены разные климатические зоны, непростые дорожные условия и топливо разного качества. Всё это позволяет китайским автопроизводителям быстрее выявлять слабые места и дорабатывать технику", — добавил он.
По статистике "Авито Авто", в январе 2025 года среди новых китайских машин в Петербурге пользователи больше всего интересовались машинами марки Haval (18,6% в общем интересе), далее следуют Chery (12,5%) и Geely (11,5%). Бренд Jetour продемонстрировал наибольшую динамику интереса пользователей платформы: он вырос в 3,1 раза по сравнению с январём 2024–го.
Среди моделей лидером стал Jetour Dashing с долей 5,6% от общего интереса. На втором месте — Haval Jolion (4,7%), на третьем — Haval F7 (3,5%). Также в топ–5 вошли Geely Monjaro с 3,3% и Chery Tiggo 7 Pro Max с 3,2%. Наиболее заметно по сравнению с прошлым годом увеличился интерес к Haval H9 — более чем в 8 раз.
Средняя цена на новый китайский автомобиль составила 3,2 млн рублей, практически не изменившись за год. На некоторые модели средняя цена снизилась: наиболее существенное снижение цен отмечено у модели Chery Tiggo 4 Pro — на 14,6%.
У некоторых китайских марок на панели приборов загорался индикатор Check Engine, двигатель переходил в аварийный режим, автомобиль терял динамические характеристики и плохо разгонялся. Причина кроется в особенностях настройки датчиков давления в системах с турбонаддувом. Когда датчик фиксирует атмосферное давление выше допустимых значений, электроника подаёт в турбину меньше воздуха, что приводит к снижению мощности двигателя. Система активирует защитный режим, чтобы предотвратить потенциальное повреждение мотора. Данный сбой не является техническим дефектом в классическом понимании, а скорее особенностью программного обеспечения и конфигурации датчиков. Серьёзных последствий для двигателей нет, и, как только атмосферное давление нормализуется, система самостоятельно сбросит ошибку. Корень проблемы может лежать в недостаточной адаптации автомобилей к особенностям российских условий эксплуатации. Петербург, где было зафиксировано большинство случаев, расположен на высоте всего 1–5 м над уровнем моря, в то время как крупные города Китая находятся выше: Пекин — 49 м, Шанхай — 13 м. Очевидно, испытания в различных климатических и географических условиях перед выходом на российский рынок проводились недостаточно тщательно. Анализируя ситуацию, можно предположить, что повышенное атмосферное давление может быть лишь одним из проявлений более общей проблемы — недостаточной адаптации и тестирования перед выходом на рынок. Проблемы с китайскими автомобилями из–за атмосферного давления вряд ли окажут значительное влияние на спрос на бренды из КНР в 2025 году. Существующий спад продаж может быть связан с другими факторами: формированием больших складских запасов у дилеров и невысокой покупательной способностью клиентов. Ситуация может измениться в положительную сторону, поскольку китайские производители демонстрируют заинтересованность в российском рынке и локализации производства. Современные модели китайских авто за последние 3 года значительно улучшились, хотя для полноценной оценки их долговечности требуется время. В будущем китайские производители будут лучше готовить свои модели для выхода на российский рынок. Среди ключевых факторов улучшения — локализация производства, позволяющая не зависеть от импорта и лучше адаптировать продукцию к местным условиям, развитие процессов сертификации и адаптация под российский климат. Автопроизводители могут скорректировать программное обеспечение, чтобы их продукция была готова к таким редким, но возможным атмосферным явлениям. Это повысит надёжность и удобство эксплуатации китайских автомобилей в российских условиях, что в конечном итоге благоприятно скажется на потребительском доверии к брендам из Поднебесной.
Анастасия Байбароша
руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК "Альфа–Лизинг"