Что интересного представят публике петербургские музеи и выставочные залы весной 2025 года.
"Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125–летию со дня рождения", Русский музей (6+, по 14 апреля)
Выставка живописи, рисунков, акварели, плакатов, мозаики, созданных художником Александром Дейнекой, открылась 21 февраля и вовсю собирает комплиментарные отзывы.
Название выставки способно вызвать отторжение и отказ от посещения Корпуса Бенуа, но упускать выдавшуюся возможность совершенно не стоит. Дейнека — один из самых успешных советских живописцев, был обласкан властью, счастливо избежал репрессий и прожил вполне спокойную жизнь. Особенно если не забывать, на какой период пришлось его основное творчество. Один из лучших студентов ВХУТЕМАСа, ученик Владимира Фаворского и Игнатия Нивинского смог, и, кажется, вполне безболезненно, адаптироваться к меняющейся реальности. Одновременно с живописными работами Дейнека пробовал себя в журнальной графике, плакате, книжной иллюстрации. И тоже чрезвычайно удачно.
На выставке представлены самые известные его произведения — "Текстильщицы" (1927), "Полдень" (1932), "Бег" (1933), "Сбитый ас" (1943), "Раздолье" (1944), а также графические работы и акварели.
Но есть и ещё одна сторона творчества Александра Дейнеки, несправедливо меньше известная. В 1935 году художник совершил турне по Соединённым Штатам с персональной выставкой, попутно поучаствовав в создании обложки январского номера Vanity Fair — и написав картину "Ночь", которую тоже можно увидеть и представить, какой могла бы стать его живопись, если бы не серия трагических "но"…
Всего в экспозиции представлено более 90 произведений мастера из собрания Русского музея: от шедевров живописи до редких графических работ.
"Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века", Эрмитаж (12+, с 19 марта по 13 июля)
После открытия выставки Каспара Давида Фридриха Эрмитаж возвращается к серии камерных, но не менее интересных экспозиций. На этот раз в галерее графики Зимнего дворца, открывшейся летом 2023–го, выставят работы французских мастеров — Пьера Дюмустье Старшего, Франсуа Клуэ, Жана Фуке, а также представителей школы Фонтенбло: листы Луки Пенни, Франческо Приматиччо, Россо Фьорентино, Леонара Тири и созданные на их основе гравюры Рене Буавена, Леона Давена, Жака Андруэ Дюсерсо Пьера Милана, Антонио Фантуцци и других.
Большая часть имён, вероятно, малознакома или вовсе незнакома широкой публике, а значит будущих посетителей ждут открытия в этой области. На выставке представят работы XV — начала XVII века, что позволит проследить пути, по которым развивались французские графика и рисунок в течение двух столетий, как менялись сюжеты и кто чаще других становился героем портретного жанра.
"Гидрокосмос", ГМЗ "Петергоф", Большая оранжерея (12+, с 20 марта по 26 июня)
Что, казалось бы, способно объединить музей и Центр подводных исследований? Выставка "Гидрокосмос" об этом как раз и расскажет. И покажет. Современное искусство и подводная археология нашли точки пересечения, и результат можно будет увидеть начиная с 20 марта — в Большой оранжерее ГМЗ "Петергоф". Современные художники соберут инсталляцию из объектов, объединённых общей драматической судьбой. Часть — кухонную утварь, медицинские инструменты, изысканную фаянсовую посуду, ящики с вином и др., поднятые со дна Финского залива, — разложат по аквариумам, а часть разместят в пространстве, отчётливо похожем на один из исчезнувших в волнах кораблей.
Экспозицию из артефактов дополнит графика Леонида Тишкова из серии "Водолаз–маяк" и видео подводного мира.
"Почему, почему я лучше всех?", KGallery (12+, с 7 апреля по 7 июля)
2025–й для Даниила Хармса — год юбилейный. 120 лет со дня его рождения можно будет отметить 30 декабря. В KGallery дожидаться конца года не стали и приступили к празднованию заблаговременно: 7 апреля здесь откроется масштабная выставка, посвящённая не только автору обаятельных и весёлых стихов для детей, но и времени, когда придумывались чижи, ежи и другие герои и сюжеты поэзии и прозы одного из самых известных обэриутов.
На выставке представят более полутора сотен предметов из музейных и частных коллекций, ёмко иллюстрирующих ленинградскую жизнь 1920–1930–х годов. Концепцию придумывали два блестящих театральных художника — Эмиль Капелюш и Яна Глушанок. Экспозиция построена по принципу рассказа: истории складываются вокруг личных вещей писателя (чемодан, цилиндр, фисгармония), журналов, с которыми он сотрудничал, подлинных произведений искусства, а также предметов, некогда принадлежавших его современникам — от Казимира Малевича и Павла Филонова до Юрия Юркуна и Алисы Порет.
Помимо выставки организаторы обещают серию концертов, перформансов, лекций. Проект реализуется совместно с издательством "Вита Нова".
"Божественный Микеланьоло и его современники", Эрмитаж (12+, с 26 апреля по 24 августа)
У главного музея России полно козырей, которыми он регулярно делится со всеми желающими! Например, он обладает единственной в России работой великого итальянского скульптора — "Скорчившийся мальчик". Благодаря императрице Екатерине Великой, которая приобрела изваяние для коллекции, мы получили возможность знакомиться с этой работой воочию с конца апреля и до конца августа. Скульптура послужила и отправной точкой для концепции выставки.
В Пикетном зале Зимнего дворца будут представлены произведения тех, кто вдохновлялся творениями одного из главных мастеров эпохи Возрождения. В их числе мраморный бюст Вакха Баччо Бандинелли, придворного скульптора тосканских герцогов Медичи, всю жизнь безуспешно пытавшегося превзойти Микеланджело. Также покажут живописные работы, созданные по композициям, — картины "Оплакивание Христа" и "Распятие" по рисункам, созданным в дар близкому другу и поэтессе Виттории Колонне.
Выставка приурочена к 550–летию со дня рождения Микеланджело Буонарроти.
Выставка Эммануила Евзерихина, "Росфото" (12+, с апреля по июнь)
Эмманиул Евзерихин начинал внештатным корреспондентом в "Пресс–клише ТАСС", а в начале 1930–х перешёл в Фотохронику ТАСС. Работая в главном информагентстве, Евзерихин получил возможность документировать декоративную сторону советской жизни: съезды и конгрессы, встречи с первыми лицами государства, партийными деятелями, знаменитыми лётчиками и покорителями северных морей, деятелями культуры и искусства, физкультпарады.
Однако в его объективе оказывалась и повседневная, непарадная жизнь старой и новой Москвы, хроника фронтовой жизни. Ему принадлежит авторство знаменитого фотоснимка "По улице слона водили…" (1950–е) — прогулки со слоном, которого в действительности выгуливали на ВДНХ.
Два года назад "Росфото" проводило выставку, посвящённую 80–летию лет со дня окончания Сталинградской битвы. В экспозиции демонстрировали работы Эммануила Евзерихина, Якова Рюмкина, Василия Малышева, Евгения Халдея и других мастеров. В этом году нас ждёт уже персональная экспозиция одного из самых интересных фотографов советского периода.