Председатель Верховного суда РФ Ирина Подносова на совещании судей, где присутствовал президент РФ Владимир Путин, отметила: суды страны в порядке административного судопроизводства рассмотрели свыше 4,8 млн дел. "Судебная нагрузка по этой категории дел возросла более чем вдвое", — констатировала Ирина Подносова. К этой категории дел относятся различные споры с госструктурами.
При этом судами удовлетворено 67% требований об оспаривании нормативных правовых актов и 47% требований об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц.
Петербургские суды не исключение, они тоже следуют общероссийской тенденции. Так, по данным главы объединённой пресс–службы судов Петербурга Дарьи Лебедевой, количество заявлений, оспаривающих нормативно–правовые акты, по сравнению с 2023 годом выросло практически в 2 раза: с 24 обращений до 46. Споры с госорганами (обжалование действий, бездействия и решений) тоже демонстрируют рост, но незначительный: с 1,12 тыс. обращений до 1,27 тыс. При этом доля удовлетворённых заявлений также выросла — с 292 до 374.
Почему споры с властью считаются самыми сложными
Рост дел Ирина Подносова объясняет возобновлением работы налоговиков по обращению в суды, которая была приостановлена в 2023 году. "В результате количество дел о взыскании с граждан налогов и сборов увеличилось почти втрое — с 1,5 млн дел в 2023 году до более 4 млн дел в 2024 году", — подчёркивает председатель Верховного суда РФ.
Для бизнеса, по словам экспертов, опрошенных "ДП", самыми распространёнными судебными баталиями являются споры с тремя федеральными службами — антимонопольной, налоговой и таможенной.
"Специфика любых споров с госорганами, и не только бизнеса, но и граждан, — это всегда сложно, — говорит советник Федеральной палаты адвокатов РФ адвокат Ольга Власова. — Шансы у бизнеса защититься в суде низкие, а состязательность в таких спорах за последние пару лет очень снизилась".
По мнению управляющего партнёра юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислава Варшавского, сегодня специфика споров с госорганами заключается в том, что суды стали отдавать предпочтение защите бюджетного интереса. "Обязанность госоргана доказать в суде законность своих действий трансформировалась в скрытую обязанность предпринимателя доказать их незаконность", — считает эксперт.

Можно ли выиграть в суде у госоргана
По словам Владислава Варшавского, статистика 4 месяцев прошлого года уже показала значительное сокращение судебных споров из–за сентябрьского увеличения судебных пошлин. "Ничем не обоснованное гигантское увеличение размера госпошлины привело к тому, что бизнес в некоторых случаях, понимая, что само по себе решение суда — не гарантия получения денег от должника, просто не обращается с иском, — рассуждает Владислав Варшавский. — Поскольку никто госпошлину в случае неисполнения судебного акта не вернёт".
Эксперты также отмечают интерес коммерсантов к процедурам досудебного и внесудебного урегулирования разногласий. Пока же ситуация с использованием такого инструментария выглядит не слишком радужной. Обжалование решения госоргана через его вышестоящие инстанции — самый частый механизм досудебного урегулирования таких проблем. И хотя на сегодняшний день такие процедуры формально существуют, но на практике работают плохо, считает Ольга Власова. "Думаю, это связано с тем, что никто из чиновников не хочет брать на себя ответственность за такое досудебное урегулирование спора в пользу бизнеса, даже если для этого есть абсолютно все основания. Чиновники всех посылают в суд, чтобы снять с себя ответственность за принятие того или иного решения", — поясняет эксперт. В этом же она видит причину, по которой практически не бывает случаев заключения мирового соглашения между госорганами и бизнесом в суде.
В крайне актуальных для коммерсантов налоговых спорах досудебный порядок урегулирования является обязательным. Этот факт и стремление законодателей к "обелению" предпринимательской деятельности можно считать одними из важнейших причин роста эффективности досудебного разрешения споров с налоговой службой.
С коллегой соглашается Владислав Варшавский, отмечая результативность таких механизмов в налоговой практике, а вот в других сферах столь же явного эффекта эксперт не видит.
В пользу подхода Федеральной налоговой службы можно привести пример из работы управления ФНС по Петербургу. Как ранее сообщал "ДП", петербургское ООО "Органика Нева" в досудебном порядке добилось снижения налоговых претензий почти с 1,5 млрд рублей, начисленных предприятию по итогам выездной налоговой проверки, до 384 млн.
Спасение от инфляции
Рост судебных госпошлин не только привёл к всплеску интереса к досудебному урегулированию споров, но и заставил граждан и бизнес больше прежнего взвешивать предполагаемую выгоду от судебных процессов перед их началом — вне зависимости от того, кто является ответчиком.
И речь здесь не только о перспективе положительного для истца решения суда, но и о своевременном получении взысканных судами денежных сумм.
В декабре 2024 года президиум Верховного суда РФ утвердил обзор судебной практики по вопросам индексации присуждённых денежных сумм.
До середины 2021 года индексация была возможна только в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором. Поэтому такой механизм применялся очень редко.
В настоящее же время допускается индексация любых присуждённых сумм. При этом с 2023 года требование об индексации не оплачивается госпошлиной, что немаловажно с учётом кратного роста судебных пошлин, рассматривается без проведения заседания, в 10–дневный срок со дня поступления заявления в суд.
В результате индексация стала намного более востребованным механизмом, и его более широкое применение потребовало обобщения судебной практики.
"Проиндексирован может быть не только основной долг, но и неустойки, проценты, — обращает внимание на позицию ВС РФ советник и руководитель практики разрешения споров и банкротства Maxima Legal Сергей Бакешин. — По общему правилу проценты на проценты, равно как и пени на пени, не начисляются. Индексация, экономический смысл которой состоит в возмещении потерь, вызванных несвоевременной уплатой денежных средств, в какой–то мере позволяет обойти это ограничение".
Кроме того, нужно учитывать, что индекс потребительских цен, применяемый при индексации, составляет сейчас менее 10% в год, что существенно ниже ключевой ставки ЦБ, средних ставок по депозитам и тем более ставок по кредитам. Таким образом, индексация не в полной мере компенсирует потери взыскателя, резюмирует Сергей Бакешин.
Президиум ВС РФ также разъяснил, что с требованием об индексации можно обратиться в течение года с момента фактического исполнения судебного акта. Почему это важно? Эти меры устранят правовую неопределённость, возникающую из–за отсутствия конкретных сроков в законодательстве, что позволяет судам и участникам процессов толковать временные рамки по–разному, считает руководитель практики административного и страхового права юридической компании "ССП–Консалт" Екатерина Григоренко. И потенциально подход ВС РФ позволит создать единообразную судебную практику, что облегчит жизнь как гражданам, так и коммерсантам.