Санкт-Петербург занимает второе место в России по количеству фитнес-центров. Лидером остаётся Москва, где открыто 2,4 тыс. объектов. В Северной столице, согласно данным сервиса 2GIS, работают почти 1,1 тыс. фитнес-клубов и студий. При этом за последний год посещаемость и загруженность клубов выросла на 5-6%.
По данным специализированного исследования консалтинговой компании Nikoliers, за последние 5 лет в городе открылись 22 фитнес–клуба, а в 2025 году запланировано открытие ещё восьми. Более половины новых фитнес–центров появятся в торговых комплексах Санкт–Петербурга.
Традиционно спортивные объекты делятся на несколько категорий. Это фитнес–клубы с тренажёрным залом и групповыми занятиями, занимающие площадь свыше 500 м2 (могут быть с бассейном или без него), фитнес–клубы с тренажёрным залом и групповыми занятиями, занимающие площадь от 150 до 500 м2, а также фитнес–студии без полноценного тренажёрного зала, ориентированные на групповые и индивидуальные занятия (йога, пилатес, растяжка, единоборства, танцы).
Согласно данным 2GIS, из 1,1 тыс. фитнес–клубов в Санкт–Петербурге 165 оснащены бассейнами, около 240 представляют собой тренажёрные залы, более 500 специализируются на йоге, 200 — на пилатесе и 170 — на растяжке. При этом многие студии могут легко трансформироваться под разные виды активности.
“
"В последние несколько лет сегмент фитнес–центров (от небольших студий до крупных объектов) переживает очередной виток роста популярности среди посетителей. Как правило, такие пользователи выбирают аренду помещений и готовы платить рыночные ставки. Объекты небольшого формата (йога, пилатес, танцевальные студии, отдельные спортивные секции и т. д.) размещаются в помещениях стрит–ретейла", — рассказывает заместитель директора консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (входит в холдинг Setl Group) Светлана Московченко.
По итогам 2024 года доля таких арендаторов в объектах компании составила 0,6% от общего объёма арендованных площадей, что на 0,2 процентного пункта больше, чем в 2023 году.
Крупные фитнес–центры, принадлежащие сетевым операторам, обычно занимают значительные площади в торговых центрах или отдельно стоящих зданиях, расположенных в местах с высокой проходимостью — спальных районах Санкт–Петербурга, пригородах и центральных деловых локациях.

По оценкам экспертов, в городе насчитывается 137 фитнес–клубов, принадлежащих девяти крупным сетям. Лидером по количеству залов является Fitness House, объединяющий 52 клуба, включая два, которые находятся в стадии открытия. На втором месте расположилась сеть Fitroom.ru с 35 клубами, работающая по франшизе. Замыкает тройку лидеров сеть Sport Life, представленная 12 залами. A–Fitness и Alex Fitness вместе управляют девятью клубами, а DDX Fitness — десятью. Urbanfit, развивающийся под руководством АО "Скай фитнес", которое связывают с Fitness House, насчитывает семь залов. Spirit Fitness и Extrasport (включая De–vision) представлены четырьмя и пятью клубами соответственно. Замыкает список премиальная сеть World Class, которая пока ограничивается тремя клубами в Санкт–Петербурге.
Чаще всего клубы арендуют помещения, так как строительство новых объектов при текущей стоимости финансирования вряд ли окупит вложения. "В текущих условиях к строительству любого отдельно стоящего коммерческого объекта нужно подходить очень обдуманно, учитывая все возможные риски. Преимуществом станет конкретная функциональная направленность проекта — например, залы для коллективных видов спорта, где можно проводить соревнования. Кроме того, формат физкультурно–оздоровительных комплексов может быть интересен для развития в локациях, где ведётся активное жилищное строительство", — отмечает Светлана Московченко.
"Размещение фитнес–клубов в торговых центрах — один из популярных инструментов, отвечающих новым трендам и запросам потребителей. В ТЦ открываются фитнес–клубы нового поколения, которые следуют модным тенденциям и пользуются спросом среди посетителей. Торговые центры всё чаще трансформируются в lifestyle–хабы: места не только для покупок, но и для комфортного досуга. Подобные инициативы делают ТЦ ближе к потребностям аудитории, расширяя границы использования объекта", — добавила директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова.
Фитнес–клубы в составе торговых центров, как правило, занимают помещения площадью от 2 тыс. до 4 тыс. м2, хотя некоторые сети арендуют и более просторные площади.
По данным исследования компании Fitness Data, в 2024 году оборот рынка фитнес–клубов в Санкт–Петербурге составил 23,3 млрд рублей, что на 26% больше, чем в 2023 году. При этом средний чек в заведениях вырос на 14%. Однако, как отмечают владельцы клубов, увеличились и затраты. Так, стоимость спортивного оборудования выросла на 50%, коммунальных тарифов — на 20%, а расходных материалов — на 32%.
Что касается способов оплаты, то годовые программы членства в клубах теряют популярность. Их заменяют рекуррентные платежи или подписки. Например, сети Spirit Fitness, DDX Fitness и Urbanfit предлагают клиентам подписку на фитнес с ежемесячной оплатой вместо долгосрочных абонементов.