"Чем ниже, тем комфортнее": Петербург застроили многоэтажками в погоне за прибылью

Экономическая выгода толкает девелоперов к возведению многоэтажек в Петербурге
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Проекты высотной застройки обычно будоражат общественное мнение. Но упрёки в алчности застройщиков не всегда справедливы.

В 2016 году Правилами землепользования и застройки Петербурга (ПЗЗ) в зонах средне– и многоэтажной застройки была установлена предельная высота зданий — 40 м. Это примерно 12 этажей. Возможность строить более высокие здания у девелоперов есть, но реализация доминант требует прохождения дополнительных процедур согласования, что увеличивает сроки подготовки проекта.
Таких решений за последний год было не более десяти. Последнее на данный момент согласование получила "Группа ЛСР": ей разрешили строить на северном намыве Васильевского острова дома высотой до 72 м, или 24 этажа.

Зачем дома стараются строить выше

Главный миф, который есть в высотном вопросе: чем выше разрешённая высота, тем больше можно построить жилья и больше получить и продать квартир. Но на самом деле в Петербурге количество построенных квадратных метров регулируется не высотой дома, а "коэффициентом использования территории", то есть плотностью застройки. В среднем он составляет 1,7. То есть на участке 1 га (10 тыс. м2) разрешат построить лишь 17 тыс. м2 жилья.
Таким образом, в зависимости от разрешённой высоты будущего дома будет меняться площадь застройки, а максимальная площадь квартир не изменится: при невысокой этажности дом будет большой и "распластанный" по территории, а при высокой он займёт меньше места и больше площади достанется благоустройству.
Основные градостроительные документы, которые регулируют плотность, — это Правила землепользования и застройки, генеральный план города и утверждённые проекты планировки территории (ППТ). На плотность влияют высотность и количество жилых квадратных метров на территории (например, на квартал или земельный участок). ППТ детальнее указывают максимально и иногда даже минимально допустимое количество квадратных метров как жилой, так и коммерческой недвижимости на отдельном участке.
В новых ПЗЗ, которые в апреле будут рассматриваться на общественных обсуждениях, коэффициент использования территории будет пересмотрен — его планируется снизить с 1,7 до 1,4. Но при разработке новых ППТ он, напротив, будет увеличиваться с 2 до 2,4. Впрочем, специалисты полагают, что применить максимальный коэффициент всё равно удастся далеко не всегда, так как проектировщикам придётся учитывать множество других ограничений, предусмотренных градостроительными нормами.
"В Петербурге высоту ограничивают 40 м из–за исторического контекста, зоны аэродромов на юге и слабых грунтов. Есть ещё зона исторических поселений с лимитом 28–33 м. Это продиктовано и законами об охране памятников, и ПЗЗ. Новая редакция ПЗЗ снизила коэффициент использования территории с 1,7 до 1,4. Это, конечно же, приведёт к повышению себестоимости жилья: на участке строить будут меньше, доля земли в стоимости проекта возрастёт. Однако с точки зрения непосредственно жителя или клиента это благоприятно сказывается на будущем проживании в этом объекте, поскольку в любом случае высота здания определяет не только архитектурный облик города, но и некую среду, в которой проживает человек. Естественно, малоэтажное строительство более соразмерно масштабам человека. И в этом случае чем дома ниже, тем комфортнее ощущает себя в них человек. При малоэтажном строительстве мы видим больше неба, пространства, и в таком окружении приятнее жить", — говорит директор департамента по девелопменту девелопер AAG Иван Донкин.

Цена вопроса

У каждого жилого проекта своя экономика, включающая в себя помимо прочего и высотные параметры. "Девелоперы вынуждены строить больше, чтобы сохранять рентабельность, — рассказывает директор по маркетингу LEGENDA Всеволод Глазунов. — При этом экономический смысл высотного строительства, особенно жилого, в отличие от среднеэтажных домов, может быть не всегда очевиден. Каждый новый высотный этаж увеличивает себестоимость строительства по экспоненте. Поэтому, если у девелопера есть возможность построить два десятиэтажных дома вместо одного двадцатиэтажного, он выберет именно первый вариант".
По мнению эксперта, это быстрее, так как можно возводить здания параллельно. "Кроме того, в них можно запроектировать больший ассортимент квартир, подстраивая конструктивные особенности объекта под планировочные решения. Для высотного здания запроектировать разнообразные этажи — это отдельное инженерное приключение, поэтому чаще всего они оказываются однообразными в квартирографии", — отмечает Всеволод Глазунов.
Но есть и другие расчёты. "При строительстве зданий до 25 этажей себестоимость квадратного метра жилой площади снижается, а затем увеличивается. Если сравнивать 20– и 10–этажные дома, то первый, конечно, выигрывает, так как снижаются затраты на инженерное оборудование и сети, уменьшается площадь застройки", — говорит продакт–менеджер ГК "Полис" Степан Изумрудов.
новостройки на намыве Васильевского острова
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
новостройки на намыве Васильевского острова
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
Повышение высоты зданий может привести к снижению себестоимости, утверждает заместитель директора проекта "Юнтолово" компании "Главстрой Санкт–Петербург" Роман Селезнёв. "За счёт экономии места освобождается площадь под благоустройство и озеленение, застройщик может оборудовать больше детских площадок, организовать общественные зоны для различных возрастных групп, разместить больше пешеходных дорожек и парковочных мест", — говорит он.
Многие компании стремятся к комбинированной застройке с использованием разноэтажных домов, в том числе с высотными доминантами. Это позволяет создавать более сложную и интересную архитектурную композицию, созвучную современным мировым трендам в урбанистике.
Рассуждать о неких обобщённых плюсах высотного строительства некорректно: у каждого девелопера свои причины строить такой формат жилья. В Петербурге, несмотря на существующие высотные ограничения, есть компании, которые видят в этом целесообразность, считая, например, что виды, открывающиеся с высоты 30 этажей, настолько захватывающие, что их можно продать дороже.
"По нашей практике мы видим, что далеко не все потребители это разделяют, и чем больше высотных зданий в городе, тем менее уникальны квартиры на верхних этажах. Например, в Петербурге любой новый дом выше 15 этажей, особенно в центральных районах, автоматически имеет преимущество — вид на город. А в Москве этой уникальности уже нет, поскольку высотное строительство в столице очень развито", — констатирует Всеволод Глазунов.
Мы выступаем за застройку, сомасштабную человеку, учитываем архитектурный облик городов и отдельно взятых локаций, в которых реализуем проекты. В девелопменте не нужны крайности, именно соблюдение баланса должно быть одним из ключевых принципов градостроительной политики. Например, в рамках нашего проекта "GloraX Premium Черниговская" мы возводим самое высокое здание в Нижнем Новгороде, на берегу Оки. При этом с высотными доминантами соседствуют исторические постройки — архитектурный ансамбль мукомольной мельницы Башкирова, который мы реконструируем и приспосабливаем под новую функцию. И башни, и малоэтажные здания–памятники относятся к премиальному сегменту недвижимости в историческом центре, при этом гармонируют между собой с учётом 100–метрового склона правого берега Оки. Кроме того, башни высотой 27 и 32 этажа становятся композиционной парой в виде вертикали для проходящего рядом метромоста, ранее диссонировавшего с окружающей исторической застройкой. Это яркий пример того, как высотное строительство может быть уместным даже в центральных локациях городов.
Дмитрий Кашинский
президент GloraX
Последние несколько лет отрасль жилой недвижимости перестала быть маржинальной, поэтому для компенсации расходов девелоперы чаще возводят многоэтажные дома. К тому же в столице нет ограничений по высотности застройки. Стоит отметить, что возвести высотный дом (от 25 этажей) гораздо сложнее. Это особый формат строительства, поскольку больше требований по многим показателям. Девелоперу важно уметь грамотно работать с этим форматом. Добавлю, что застройщики также не должны забывать и про архитектурную концепцию самой локации, ведь для каждой концепции — свой формат застройки. Лично мне нравится любоваться зелёной лужайкой из окна дома. Однако сейчас в мегаполисах предпочитают жить высоко из–за видовых характеристик, экологии, хорошего дневного освещения и т. д. Поэтому многие застройщики не могут себе позволить построить 10 этажей в том месте, где у клиентов есть запрос на высотное жилое здание.
Елизавета Конвей
директор департамента жилой недвижимости и девелопмента Земли Nikoliers
Наша компания работает в районах с жёстко регулируемой высотой застройки. Поэтому для нас задача увеличения высотности проектов не стоит. Например, наш дом клубного формата "Наследие" высотой 9 этажей, проект бизнес–класса ЖК "Знатный" — 12 этажей. Мы не видим необходимости увеличивать высотность и плотность застройки, поскольку наша стратегия — создание комфортной среды, сомасштабной человеку. Повышение этажности действительно позволяет застройщикам увеличивать технико–экономические показатели объектов. Тем не менее в Петербурге действует ограничение в 40 метров, которое связано с сохранением исторического облика. Мы поддерживаем такой подход. Москва идёт по иному пути отношения к архитектурным доминантам. Городская политика даёт возможность строить высотные дома с целью создания рельефа городской архитектуры. Однако мы убеждены, что будущее — за сбалансированной застройкой.
Роман Корнышев
коммерческий директор ГК "Вертикаль"
Построить многоэтажный дом экономически выгоднее, чем малоэтажный, мы убедились в этом на своём опыте, так как стоимость инженерных коммуникаций, фундамента, кровли и благоустройства, рассчитанная на меньшее количество жилых единиц, делает малоэтажную застройку экономически менее выгодной, чем многоэтажную, по крайней мере при сравнении затрат на квадратный метр жилой площади. Стоимость этих работ напрямую зависит от площади участка и масштаба проекта, а не от количества этажей. В случае с малоэтажной застройкой та же самая инфраструктура обслуживает меньшее количество жилых единиц. Следовательно, стоимость этих работ приходится на меньшее количество квадратных метров жилья, что существенно увеличивает цену квадратного метра. Высотность также положительно влияет на архитектурный образ дома. Если локация позволяет и есть возможность добавить в проект высотную архитектурную доминанту, почему бы этим не воспользоваться? В своём проекте в Новогорелово мы остановились на каскадном решении, благодаря этому приёму фасад смотрится более динамичным и привлекательным, также это позволило решить вопрос с видовыми характеристиками, уйти от типовой коробки, эффекта окна в окна, визуально расширить дворы.
Филипп Шраге
генеральный директор строительной компании Kronung Group