"Разблокировка с неба не свалится": сможет ли Россия вернуть замороженные активы

Вероятность разблокировки российских активов в ЕС и отмены санкций снизилась
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"
Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Первые признаки нормализации отношений России и США заронили в души инвесторов, чьи активы 3 года заморожены в ЕС, надежду на их скорую разблокировку.

Эти ожидания имеют почти нулевые основания. Бельгийский депозитарий Euroclear по собственной инициативе ничего возвращать не будет.
В конце января по отечественным информационным ресурсам поползли сообщения, что снятие некоторых санкций не за горами. И, что гораздо важнее для частных инвесторов, на подходе разблокировка замороженных активов в РФ, Европе и США. Конечно, в профессиональном сообществе эти слухи особого доверия не вызвали. Разве что некоторые эксперты допустили подвижки в авиаперевозках.
"На самом деле такие слухи породила новость совсем о другом. Российский союз промышленников и предпринимателей поднимал этот болезненный вопрос с Торговой палатой США. То есть вопрос находился не на самом правительственном уровне. И речь касалась не разморозки активов, а возвращения российских банков в SWIFT. А это далеко не то же самое, что исключить банк из SDN–списка, — констатирует CEO европейского брокера Mind Money Юлия Хандошко. — Трансграничные платежи восстановиться могут. Но ни одна развитая страна не снимет санкции с российского банка, который открыл отделения на новых территориях".
И это "категорическое нет" опосредованно бьёт по невинной частной клиентуре всех отечественных финансовых структур. Разные источники утверждают, что под заморозку изначально попали активы порядка 3,5 млн россиян, из них поимённо санкции введены лишь против 2,5 тыс. человек.

ЦБ временно опустил руки

20 февраля 2025 года председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что Банк России в настоящее время не обсуждает новые масштабные схемы по разморозке активов российских инвесторов, заблокированных за рубежом, по подобию сбора летом минувшего года заявок Инвестиционной палатой на приобретение лотов от нерезидентов в рамках разморозки активов россиян "до 100 тыс. рублей". По словам главы ЦБ, тогда удалось высвободить 570 млрд рублей (в эту сумму вошли выплаты по иностранным ценным бумагам и замещение евробондов). "Это коснулось 1,5 млн человек", — подчеркнула Эльвира Набиуллина.
После удачи Инвестпалаты ожидалось, что произойдёт и вторая, и третья волна обменов — до 300 тыс. рублей и до 500 тыс. Но что–то не заладилось. Впрочем, у владельцев замороженных ресурсов осталось право на частную инициативу. И здесь есть как хорошая новость, так и плохая.

Разнонаправленность США и ЕС

Сначала летом минувшего года Euroclear лишний раз усложнил жизнь заявителям. Если речь заходила об американских ценных бумагах, которые физически хранятся в Euroclear, бельгийский депозитарий стал требовать от соискателей отдельную лицензию от OFAC (Управление по контролю за иностранными активами США). Вместо одного разрешения два. Эта проблема оказалась актуальна для 60 тыс. заявителей. Но в реальности OFAC с заявлениями работало ни шатко ни валко. Просто регистрировало и оставляло без движения. И вот в конце февраля вдруг по заявкам начались реальные действия — клиентам стали приходить уведомления, что их заявка взята в работу.
Плохой же новостью можно считать то, что Euroclear ужесточил условия. Например, с коллективными заявками на разблокировку бельгийский депозитарий начал сверять поступающие персональные заявки физических лиц с коллективными. Теперь каждый россиянин, подающий индивидуальную заявку, должен указать, от какого брокера он прежде участвовал в коллективной заявке, какие бумаги были включены, номер своего дела и другие детали.
"Казначейство постоянно делает дополнительные запросы, а после дотошной проверки данных Euroclear указывает на несоответствия и просит объяснения, — поясняет Юлия Хандошко. — Проще говоря, прежде инвесторы могли подавать как индивидуальные, так и коллективные заявки на разблокировку активов, чтобы увеличить свои шансы. Теперь же такая практика несёт только лишнюю головную боль".
Наконец, портфель заявителя не должен содержать российские ценные бумаги. "Западные регуляторы считают, что, если вы инвестируете в российские бумаги, значит продолжаете участвовать в российском рынке, что нарушает правила бельгийского казначейства", — предупреждает руководитель Mind Money и советует до подачи заявки переводить "неблагонадёжные" бумаги на другие счета.
Автор: архив "ДП"

Мимо "чёрной метки" SDN–листа

Жалобами частных инвесторов на то, что, дескать, проблемой разморозки не хотят заниматься "их подставившие" банки и брокеры, заполонён интернет. Но здесь нужно понимать, что сам Euroclear не имеет доступа к информации, кто является конечным собственником актива, если бумаги учитываются российским НРД. Да и особо тратиться на сотню юристов, чтобы выяснить всё до конца, не собирается. Вам надо — вы и доказывайте, что не относитесь к тем самым 2,5 тыс. персон, заслуживших санкции поимённо (или к подсанкционным юрлицам). Плюс к этому замороженные активы ежегодно приносят европейцам очень неплохие деньги. Расставаться с такими доходами добровольно было бы для них чрезмерной благотворительностью.
В общем, для одних проблема, для других гешефт кроется в коротенькой формулировке регламента Совета ЕС № 269 / 2014. В рядовом параграфе между делом прописано, что замораживанию подлежат не только ресурсы, принадлежащие подсанкционным лицам, но те, и которые находятся в распоряжении этих лиц. То есть "под раздачу" попали и номинальные счета, на которых хранятся активы, объективно не принадлежащие владельцам счёта. Российские же банки не станут доказывать, что среди их клиентов нет подсанкционных. Поскольку косвенно попыткой что–то доказать признают саму легитимность санкций. При этом все ведущие российские банки и сами включены в SDN–лист.
Как советует юрист Delcredere Артём Касумян, инвесторам однозначно следует продолжать обращаться в казначейство Бельгии за европейской лицензией, потому что отмена санкций не ожидается.
"Допустим, против тебя ввели санкции и на основании этого заморозили счёт у зарубежного брокера или в иностранном банке. А когда санкции отменили, это не значит, что счёт автоматически разморозили, — продолжает Юлия Хандошко. — Снятие санкций — это только основание ещё раз написать заявление или обратиться в суд, то есть инициировать вторую или первую долгосрочную тяжбу. Сама по себе разблокировка с неба не свалится".
Ослабление санкционной риторики происходит пока только на словах. В реальности в одночасье принятые меры отменить не получится. Хотя в случае ослабления санкций мы по крайней мере сможем увидеть централизованные торги долларом на Московской бирже. Но вот сразу же получить доступ к бумагам в НРД — вряд ли. Поэтому рассчитывать на восстановление платежей ещё как–то можно, но крайне маловероятно, что Еврокомиссия вслед за США начнёт отменять меры против НРД. К тому же здесь бремя доказательств лежит на том, кто оспаривает санкции. Пока что самым проверенным вариантом остаётся индивидуальная подача заявлений европейскому регулятору. Ибо санкции снять и счета разморозить — не поле перейти.
Евгений Коган
инвестиционный банкир
Нет примеров, когда санкции снимаются из–за того, что чуть–чуть потеплели отношения между государствами. Кроме того, США не нужна сильная Россия. Я уверен, что глубокие экономические санкции останутся на десятилетия, может, даже на столетия. Уверен, что в первую очередь сниматься будут нефинансовые санкции. Думаю, усилия исполнительного аппарата будут направлены на снятие ограничений торговать нефтью и газом. Частные инвесторы могут учитываться в повестке, но явно не на первом уровне.
Александр Некторов
партнёр NSP