Косметический салон за три шага

В Петербурге действует более 1 тысячи косметических салонов и центров и ежегодно возникает несколько сотен новых. Специалисты считают, что, хотя рынок косметических услуг растет бурными темпами, спрос на услуги пока превышает предложение. В ближайшие годы

<BR><BR>В Петербурге действует более 1 тысячи косметических салонов и центров и ежегодно возникает несколько сотен новых. Специалисты считают, что, хотя рынок косметических услуг растет бурными темпами, спрос на услуги пока превышает предложение. В ближайшие годы этот сегмент рынка будет активно развиваться -- в основном за счет косметических центров среднего уровня.<BR><BR>ШАГ 1. Регистрация,<BR><B>помещение</B><BR>Косметические салоны обычно регистрируют как ЧП или ООО. Площадь зависит от уровня салона, количества услуг. В среднем по Петербургу площадь косметического центра составляет от 70 до 300 м2. При подборе помещения нужно учитывать очень многое, поскольку действуют строгие нормативы СЭС и пожарной охраны. Получить подробную консультацию о нормативах можно в районной санэпидстанции. Например, кабинет косметолога должен иметь площадь не менее 12 м2, кабинет для массажа -- не менее 10-12 м2, кабинет для процедур по коррекции фигуры -- от 8 м2. В помещении должны быть предусмотрены два выхода, комната для отдыха персонала, место отдыха для клиентов и др. Если в салоне будут проводиться медицинские процедуры, требования еще ужесточаются.<BR>В этом случае заведение будет курировать не только санитарный врач, но и эпидемиолог. В обязательный пакет документов входят: документ об аренде, разрешение СЭС, пожарной службы, справка из налоговой инспекции о том, что эта фирма зарегистрирована и стоит на учете, наличие кассового аппарата, регистрационное свидетельство, которое выдает торговый отдел районной администрации, и др. Необходим замер бактериологического и радиологического состояния помещения. Директор салона должен пройти обучение мерам противопожарной безопасности.<BR>Как правило, на согласование и оформление документов уходит не менее 3 месяцев.<BR>"Помещение обязательно должно быть светлым, отличаться хорошим дизайном. При выборе места нужно проанализировать, какие конкурирующие фирмы находятся по соседству. Возможно, когда-то здесь уже был косметический центр или сейчас действует уже хорошо раскрученный салон -- предприниматель должен знать своих конкурентов и вести анализ их деятельности, -- рассказывает директор Косметического центра "Шарман" Татьяна Волкова. -- Сейчас в Петербурге много салонов, каждый выбирает тот, который ему нравится; но очень часто петербуржцы предпочитают, чтобы салон находился рядом с домом. Мы организовали салон в Красносельском районе. Почти все наши клиенты живут недалеко от нашего салона и только 10-15% приезжают из других, в том числе удаленных, районов".<BR>Главное для косметического центра -- вовремя занять нишу.<BR>"Мы открыли салон 3 года назад, тогда по соседству не было косметических центров, -- делится опытом Татьяна Волкова. -- За последние полгода в непосредственной близости появилось еще два салона, и я не сомневаюсь, что появятся новые. Я считаю, что самое главное, чтобы новый салон отличался от других, имел свою изюминку. Это довольно сложно, поскольку набор процедур в принципе довольно стандартный. Есть два пути -- все время вводить новые услуги (как, например, гидротерапия) или постоянно работать по привлечению новых клиентов (охват новых территорий). Каждый привлеченный клиент стоит в 5 раз дороже, чем удержание старого".<BR><BR><B>ШАГ 2. Оборудование</B><BR>На оборудование косметического салона нужно от $30 тысяч. Окупаемость в зависимости от места расположения салонов разная -- от 3 до 5 лет. В Петербурге и Москве действует более 20 фирм-поставщиков профессионального косметического оборудования, среди них такие фирмы, как ООО "Леди Ди", "Немектрон-СПб", "Ананта", "Аверс" и др. Более восьми фирм занимаются поставками одноразового белья. Многие фирмы закупают оборудование в Москве на Конгрессе косметологов. Ежегодно в Михайловском манеже проходит выставка, на которой также можно приобрести оборудование, инструменты и расходные материалы для косметических центров.<BR>На оборудование одного косметического кабинета в салоне нужно в среднем от $3 тысяч. Можно покупать оборудование производства Тайваня, Германии, Франции, Италии и др., а также российского производства. Например, косметический комбайн (аппарат, с помощью которого можно проводить пять-шесть процедур) стоит от 3 тыс. евро.<BR>На рынке постоянно появляются новинки. Чтобы салон был конкурентоспособным, предприниматели вынуждены ежегодно приобретать новую технику, поскольку рынок оборудования не стоит на месте. Закупки косметических средств -- основная часть текущих расходов салонов.<BR>Основные посетители косметических салонов -- женщины после 30 лет. Треть клиентов составляют мужчины. "По оценке французских специалистов, женщина приходит в салон в преддепрессионном состоянии или во время депрессии. Это тоже нужно учитывать, -- говорит Татьяна Волкова. -- В салоне нужно учитывать каждую мелочь, именно они в нашем деле играют основную роль. Как администратор встречает клиентов, как сотрудники салона отвечают на телефонные звонки, попросят ли клиента переодеть обувь и какие тапки предложат, как одеты сотрудники, как общаются сотрудники с клиентом, уважительно ли они разговаривают..."<BR>Важно предусмотреть все, хотя это бывает трудно. "Клиенту наверняка будет приятно, если в процессе окраски волос ему подадут красное вино или свежезаваренный чай. Если клиенту приходится подождать, надо создать такую атмосферу, чтобы ему было приятно находиться в салоне. Вот из таких секретов и складывается работа профессионалов. В салонах уровня VIP-класса можно предложить свежие фрукты, вино, в вазах поставить живые цветы. Время работы у всех салонов практически стандартное -- с 9 часов утра.<BR>"Меньше всего клиентов -- около полудня. Некоторые салоны предлагают в это время снижение цен на различные процедуры. Примерно как в "Макдоналдсе", где завтрак стоит дешевле", -- говорит Татьяна Волкова.<BR>Сезонность также сильно сказывается на бизнесе. Самое горячее время -- весна--лето, а также время перед Новым годом. В середине лета и осенью отмечается спад.<BR><BR><B>ШАГ 3. Персонал</B><BR>Персонал -- важнейшая составляющая успеха в косметическом бизнесе. В косметическом центре обычно работают как минимум два врача, эстетист по телу, несколько парикмахеров, мастеров по маникюру, визажист-стилист и другие специалисты.<BR>"Проблема с подбором персонала стоит очень остро, -- говорит Татьяна Волкова. -- Рынок кадров еще не сформировался. В Европе обычно подбором персонала для косметических салонов занимаются специальные фирмы, они проводят обучение персонала, составляют черный список специалистов, которые во время работы в каком-либо центре вели себя неадекватно. У нас пока такой практики нет, и директор косметического салона сам подбирает себе персонал.<BR>При подборе персонала в первую очередь я обращаю внимание на личность -- какие качества претендент ставит во главу угла, какие у него знания, какую цель он ставит в своей работе, может ли работать в команде, есть ли у него опыт практической работы и желание все время учиться, развиваться. При этом возраст не играет существенной роли".<BR>"Самое главное -- сформировать команду, чтобы каждый сотрудник участвовал в общем деле, ощущал единую цель, чтобы он чувствовал свою необходимость в работе, -- считает Татьяна Волкова. -- Каждый сотрудник должен знать не только направление, за которое он отвечает, но и владеть информацией обо всех процедурах и услугах, которые можно получить в косметическом салоне. Причем он должен рассказывать об этом не по книжке, а живо, эмоционально.<BR>Для этого мы регулярно предлагаем нашим специалистам на себе испытать новые процедуры, которые вводим в практику.<BR>Этот шаг очень действенный: потом наши специалисты охотно делятся своими впечатлениями от той или иной процедуры со своими клиентами.<BR>В нашем центре принято проводить мастер-классы, обучающие семинары для сотрудников. Ежемесячно наши специалисты посещают семинары, которые проводятся в Обществе эстетистов-косметологов, в Медицинской Академии последипломного образования и др.".<BR>Сама Татьяна Волкова постоянно повышает свой профессиональный уровень -- недавно она закончила Калининградскую школу бизнеса по курсу маркетинга.<BR><BR><B>Оборудование, необходимое</B><BR><B>для косметического салона</B><BR><B>Косметическая стойка -- от 2000 евро</B><BR><B>Косметический комбайн -- от 3000 евро</B><BR><B>Аппарат для коррекции фигуры -- от 4000 евро</B><BR><B>Стол маникюрный -- от 300 евро</B><BR><B>Аппарат ультразвуковой чистки лица -- от 900 евро</B><BR><B>Кресло косметическое механическое -- от 600 евро</B><BR><B>Кресло косметическое с электрическим приводом -- от 2500 евро</B><BR><B>Массажный стол: отечественный -- от 2000 рублей, импортный -- от 450 евро</B>