Частное школьное образование в Петербурге остается востребованным, несмотря на кризис. Но, чтобы не потерять учеников, школам приходится вести гибкую финансовую политику.
Частные школы в кризис оказались один на один со
своими проблемами. С одной стороны, росли арендные ставки и тарифы,
с другой — приходилось лавировать между сохранением доходов
и уступками для родителей в оплате учебы.
По некоторым оценкам, цены в частных школах в
среднем по городу выросли на 10%. Директор образовательного центра
"Успех" Марина Бахенская отмечает, что большинство школ старались обойтись
минимальным повышением.
Впрочем, повышали цены не все. "В текущей
экономической ситуации родителям и так тяжело", — считает директор
школы "РОСТ" Надежда Мельман. "Влияние кризиса мы ощутили
не в сокращении желающих обучаться, а в задержках с оплатой
обучения, — рассказывает Марина Бахенская. — В принципе,
ро­­­дители стараются не экономить на образовании детей
даже в экономически сложные времена".
"Негосударственные школы очень гибки, в каждом
конкретном случае мы искали варианты решения, чтобы школа не стала
дополнительной нагрузкой на родителей", — рассказывает генеральный директор
гимназии "Альма Матер" Татьяна Щур. В качестве мер поддержки
используются скидки, рассрочка платежей и даже возможность учиться в долг.
"Мы используем практику обучения в долг
с 1998 года, и родители нас ни разу
не подводили, — говорит Татьяна Щур. — А ведь в 1998
году было намного хуже". "В кризис учеников в школе меньше
не стало, — делится своими наблюдениями директор школы "Эпиграф" Елена
Лялина. — Но если бы не кризис, то их было бы
больше. Выбирая негосудар­ственную школу, родители­ рассчитывают,
что платить­ придется 11 лет. Поэтому в текущей нестабильной
си­­туации некоторые просто не решились отдавать детей­
в частные учебные заведения".
Тем, кто не повышал цены на обучение,
пришлось искать дополнительные источники заработка.
Например, в школе "Эпи­граф" в дополнение к постоянно действующему детскому саду был открыт центр раннего развития для детей от года до школы. "Отдавать по 3 тыс. рублей в месяц за дополнительные занятия может гораздо больше людей, чем за частную школу", — поясняет Елена Лялина.
Но есть и положительные итоги кризиса — стало легче искать специалистов. Оказавшись без работы, некоторые вчерашние менеджеры вспомнили, что у них есть педагогическое образование. "В прошлом году на каждую вакансию откли­калось 15–20 человек, чего до кризиса не было", — говорит Елена Лялина.
Например, в школе "Эпи­граф" в дополнение к постоянно действующему детскому саду был открыт центр раннего развития для детей от года до школы. "Отдавать по 3 тыс. рублей в месяц за дополнительные занятия может гораздо больше людей, чем за частную школу", — поясняет Елена Лялина.
Но есть и положительные итоги кризиса — стало легче искать специалистов. Оказавшись без работы, некоторые вчерашние менеджеры вспомнили, что у них есть педагогическое образование. "В прошлом году на каждую вакансию откли­калось 15–20 человек, чего до кризиса не было", — говорит Елена Лялина.
В целом рынок негосударственных школ в Петербурге
развивается не очень активно. Во–первых, их немного. Как замечает
Марина Бахенская, в период кризиса закрылось несколько частных школ.
Но на общую ситуацию это особо не повлияло: количество школ
в по­следние годы колебалось в пределах 70. Для сравнения:
в Москве работает более 200 частных школ.
Во–вторых, в них учится всего 1% школьников.
В Великобритании, где частное образование хорошо развито, частные школы
посещают 7% детей, в США — 11%. В–третьих, сами школы неравномерно
распределены по территории города. Например, в Центральном районе 10
частных школ, в Выборгском — две, а в некоторых районах нет
ни одной, рассказывает Татьяна Щур.
Новые школы в кризис не открываются,
в отличие, например, от частных дет­ских садов и центров
раннего развития. На популярность частных детских садов влияет то,
что мест в государственных детских садах катастрофически
не хватает и родители вынуждены платить деньги, чтобы пристроить своих
детей.
Следующими по популярности являются младшие классы.
"Начальную школу­ учить легче: достаточно­ одного учителя, —
поясняет Татьяна Щур, — а ребенка, который приходит в 10–й класс,
нужно готовить к единому государственному экзамену". Если результаты ЕГЭ
будут плохими, это негативно отразится на репу­тации школы,
а значит, и на притоке учеников в будущем. Возможно, поэтому
всего 34 негосударственные школы в Петербурге имеют аккредитацию
и могут выдавать аттестаты государст­венного образца.