Бизнесмены Петергофа инициировали создание нового туристического маршрута на юге Петербурга и надеются, что власти поддержат его развитие. "Царский путь", по которому предлагается пройти туристам, тянется вдоль Петерговской дороги, построенной еще при Петре I.
Инициаторами нового туристического маршрута "Царский путь", пролегающего от Нарвских ворот до Ораниенбаума, выступили представители ресторанно-гостиничного комплекса Петергофа: отель "Новый Петергоф", рестораны "Летний дворец", "Дорадо", дворцово-гостиничный комплекс "Бельведер", отель "Гранд Петергоф" и "Русская деревня Шуваловка".
Руководители этих организаций вместе с историками предлагают разработать новый туристический маршрут из 29 достопримечательностей, в который вошли бы как раскрученные на сегодняшний день дворцы и усадьбы вроде Константиновского дворцово-паркового ансамбля, так и объекты с менее громкими именами, например собор св. архангела Михаила в Ломоносове.
По словам Андрея Сыроватского, генерального директора гостиницы "Новый Петергоф", бизнесмены рассчитывают, что городские власти обратят внимание на развитие этого туристического направления. "В перспективе могла бы быть создана программа развития туризма вдоль южной части города и продвижения этого туристического продукта за рубежом, - добавляет Андрей Сыроватский. - Здесь могли бы быть открыты многие недоступные сегодня для осмотра объекты и появиться новые экскурсионные программы".
За основу маршрута "Царский путь" была взята Петергофская дорога. Она была основана в 1710 году по указу Петра I как дорога, соединяющая столицу с загородными императорскими резиденциями: Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом. Дорога протяженностью 37 км проходит по территории пяти районов Петербурга и трех районов Ленобласти.
Исторически сложилось так, что туристическая инфраструктура помимо центра больше развивалась в северном направлении, так как лечебно-оздоровительные комплексы Курортного района - это традиционные места отдыха петербуржцев.
"Юг же традиционно был закрыт для туристов, здесь были деревни, обслуживающие интересы города", - говорит Андрей Сыроватский. Сегодня сюда едут и так называемые классические туристы - ориентированные на экскурсии, в том числе и иностранные. Активно развивается в этом направлении деловой туризм, в частности потому, что здесь расположен Дворец конгрессов.
Но, по мнению разработчиков проекта, территории вокруг Петергофской дороги сегодня застраиваются хаотически, без учета культурно-исторических особенностей района, а потенциал дворцов и царских дач не реализуется в полной мере.
В
Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии
(РСТ) отмечают, что южное побережье города составляет одно из трех направлений (вместе с Царским Селом и территориями между Новой Голландией и Исаакиевской площадью), вошедших в проект "Музейный квартал", у которых есть потенциал для развития туристических кластеров.
"Потоки туристов надо рассредотачивать, так как большая их часть тяготеет к "золотому треугольнику", но его уже явно не хватает", - говорит Сергей Корнеев, вице-президент РСТ. - Наша задача - увеличивать срок пребывания туристов и количество повторных посещений. А для этого надо создавать вокруг города ожерелье маршрутов-пригородов. Не точечно развивать Петергоф, Царское Село или Стрельну, а именно зонами, где туристы смогут находиться днями и неделями".
Сегодня главный элемент туристической системы на южном побережье - музей-заповедник "Петергоф" и его фонтанная система. Тем временем в этой части города есть много культурно-исторических объектов, о которых многие туристы, прибывающие в Петербург, даже не слышали, но которые в перспективе могли бы войти в туристический кластер.
С одной стороны, на увеличение потока туристов инициаторы проекта рассчитывают за счет открытия для посещения объектов, которые сегодня находятся на реставрации, например, таких как Михайловская дача.
Кроме того, дополнительным стимулом для развития ресторанно-гостиничного комплекса как в районе Петергофа, так и в районе Царского Села, по мнению экспертов, послужит открытие "Экспофорума". Ведь участники конгрессов и выставок зачастую остаются в принимающем их городе дольше, чем длятся деловые мероприятия, и готовы тратить денег не меньше, чем обычные туристы. По экспертным оценкам, деловой турист оставляет в день около 500 евро, классический иностранный турист - от 100 евро, российский, как правило, около 50 евро.
“
Если говорить о многодневном туризме, то cегодня посетить все музеи и мероприятия в том направлении, которое предлагают бизнесмены, можно за 1 день - надолго там останавливаться вряд ли будут.
Замечательно, что есть такие инициативы, но пока нет единой координации и единой программы развития туризма, в которой будет прописано все - от направлений развития туризма до организации сети уличных туалетов и парковок возле гостиниц, говорить о них бессмысленно. У нас до сих пор даже нет единого календаря событий. Его не собрать в единый документ, потому что у комитета по внешним связям своя программа конференций и деловых мероприятий, у комитета по культуре - другая, у КЭРППиТ - третья, координационного совета или межведомственной комиссии нет. Без единой городской программы такие идеи работать не будут.
Алексей Мусакин
генеральный директор компании Cronwell Development
“
Идея создания туристического маршрута по петергофской дороге глубоко позитивна. В первую очередь он должен привлечь внимание заинтересованных лиц к существующей здесь катастрофе с памятниками культурного наследия.
Через петергофские музеи проходит более 4 млн посетителей в сезон. Их число за последние годы увеличивается на 10% в год.
По опыту последних лет не считаю, что ресторанно-гостиничная инфраструктура изменит дело. Увеличить поток посетителей позволит решение транспортных проблем: добраться до Петергофа непросто, маршрутки переполнены, метеоры не могут обслужить причал, который требует капитального ремонта. Но главное, от чего зависит наша деятельность, - переменчивая петербургская погода.
Елена Кальницкая
директор ГМЗ "Петергоф"
По мнению Сергея Корнеева, в этот туристический маршрут мог бы войти и Кронштадт, образовав единое туристическое пространство от Кронштадта до Красносельского района. "Это территория с богатой историей, хорошим транспортным сообщением, - отмечет Сергей Корнеев. - От Кронштадта до аэропорта можно доехать за 40 минут максимум. К тому же там развиваются водные маршруты, которые связывают остров Котлин с центром города. Мы, например, планируем запустить туристскую линию, которая ходит на Кронштадт".
Свои "Царские дороги" уже существуют в некоторых европейских странах, например в Финляндии и Швеции. Они представляют собой целый ряд ресторанов, гостиниц и исторических объектов, объединенных в единый туристический маршрут, который продвигается совместными усилиями участников проекта.
Объединенные усилия предпринимателей, работающих в сфере туризма в Петербурге, пока ограничиваются инициативами по организации мероприятий. Так, в прошлом году состоялся Ораниенбаумский морской фестиваль "Регата Оранж Рейс", организованный по инициативе местных предпринимателей при поддержке КИСП.