Ленобласть переманивает у Петербурга компанию Fiat-Chrysler. Если итало-американский концерн решит построить завод под Всеволожском, новый губернатор региона Александр Дрозденко сможет похвастаться привлечением в местную экономику 40 млрд рублей и ростом производства машин в области на 120 тыс штук в год.
Петербург может упустить крупного инвестора. Как стало известно "ДП", концерн Fiat-Chrysler подыскивает площадку для строительства завода по сборке автомобилей в Ленобласти. Ранее компания планировала размещаться в Петербурге. Смольный собирался подписать соглашение с автопроизводителем в ходе экономического форума в июне. Однако церемонию отложили. В комитете по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) города тогда пояснили, что соглашение дорабатывается.
Fiat-Chrysler создает предприятие совместно со Сбербанком, объем инвестиций может составить более $1 млрд, а производственные мощности - около 120 тыс. машин в год. В правительстве области "ДП" эту информацию подтвердили, но детали раскрывать не стали до заключения официального соглашения. Как пояснил первый заместитель председателя комитета экономического развития Сергей Куклин, в настоящее время с концерном идут переговоры.
По информации "ДП", Ленобласть предложила автоконцерну 80 га земли в районе Мяглово (Всеволожский район). В 2008 году петербургская Ассоциация производителей автокомпонентов выбрала этот участок для создания автокластера с общим объемом инвестиций 1 млрд евро, однако проект так и не был реализован.
На фото: Производство автомобилей на заводе "Джи Эм Авто".
Телефоны пресс-службы представительства автоконцерна в России - ЗАО "Крайслер РУС" - в течение нескольких дней не отвечали. В пресс-службе КИСП сообщили, что Fiat-Chrysler не уведомлял Смольный об изменении своих планов и город продолжает переговоры с инвестором. В Сбербанке запрос "ДП" оставили без ответа.
Петербург и Ленобласть давно конкурируют за размещение автопроизводителей. Первым на территорию области пришел Ford - завод был официально открыт в 2002 году. В последующие годы автопроизводители останавливали свой выбор на Петербурге, где разместились заводы Nissan, Toyota, Hyundai, GM. С приходом Toyota был связан крупный скандал между регионами, за который тогдашнему губернатору области Валерию Сердюкову пришлось извиняться перед своей петербургской коллегой Валентиной Матвиенко. Дело в том, что автопроизводитель рассматривал в качестве размещения также площадку в области, но в итоге предпочел петербургские Шушары. Занимавший в то время пост вице-губернатора по экономическому развитию Григорий Двас заявил о бюджетной неэффективности проекта и предложил заняться этим вопросом прокуратуре.
В последнее время Ленобласть снова старается перехватить инициативу. Например, недавно были обнародованы планы производителя ремней для автомобилей Gates Corporation по строительству завода именно в Ленобласти.
Согласно данным КИСП, с 2005 по 2011 год в Петербурге было произведено более 259 тыс. легковых автомобилей. Объем инвестиций в автокластер составляет более $1,3 млрд. В планах на 2012 год выпустить 371 тыс. машин. По данным Auto-Dealer-СПб, в Петербурге производится 21% всех автомобилей российской сборки.
В 2007 году чиновники Смольного даже высказывали мнение о том, что формирование автокластера завершено. В 2007 году тогдашний вице-губернатор Юрий Молчанов заявил, что "больше не нужно автозаводов, нельзя всю экономику города настраивать на автопроизводство".
Тем не менее, когда в конце прошлого года Fiat-Chrysler выразил желание разместить производство в России, город предложил концерну участок в Пушкинском районе.
Пока выгода от работы предприятий для бюджета не очевидна. Как заявил недавно глава комитета финансов Смольного Эдуард Батанов, с учетом налоговых льгот автокластер приносит в бюджет 1 млрд рублей только в виде налога на доходы физических лиц.
Уровень локализации на петербургских заводах составляет чуть более 20%. Лидером является Hyundai, достигший 45% локализации за счет парка поставщиков, располагающегося рядом с заводом, и собственного цеха штамповки.
Но уже через 2-3 года ситуация должна измениться. "Петербургские заводы нельзя называть отверточным производством, так как все они являются производствами полного цикла с цехами сварки, окраски и сборки. Hyundai имеет свой цех штамповки, через 2 года подобный цех планирует открыть и Toyota", - считает глава Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин.
Кроме того, согласно решению федерального правительства, автопроизводители для сохранения льгот по импорту компонентов до 31 декабря 2012 должны принять решение о локализации производства и к 2016 году выйти на локализацию в 60% и мощность 300 тыс. автомобилей в год.
Это не первая попытка концерна создать производство в России. В 2010 году Fiat-Chrysler и Sollers подписали соглашение о создании предприятия мощностью 500 тыс. автомобилей в год и объемом инвестиций 2,1 млрд евро, но затем соглашение было приостановлено.
“
Пока конкретных решений нет, говорить об уходе потенциального инвестора рано. Другой вопрос, что компания могла найти интересный участок в Ленобласти, которая, в отличие от города, может без проблем предоставить площадку, например, в 100 га.
Сейчас все автозаводы Петербурга расширяются. После окончания пятилетнего периода льгот они начинают платить в бюджет значительные налоги. Например, Nissan перевел из Москвы сбытовое подразделение, так что налоги идут не только от производства, но и от этого подразделения. В долгосрочной перспективе заводы дают мультипликативный эффект на отрасль в целом: развивают дилерские сети, притягивают производителей автокомпонентов и так далее.
Алексей Чичканов
вице-президент ОАО "Газпромбанк"
“
Соглашение не обязывает инвесторов строить производство, а только говорит о намерениях. Тем более сейчас для автопроизводителей важную роль играет вступление России в ВТО. Таможенные пошлины на подержанные иномарки старше 7 лет значительно снизятся, фактически откроется их свободный ввоз. Они-то и составят основную конкуренцию новым автомобилям, которые производятся в России.
В прошлом году подержанных машин было продано до 10% от общего объема рынка (в 2011 году он составил 2 млн 400 тыс. машин). Со вступлением в ВТО доля подержанных машин вырастет в ущерб новым автомобилям. Автопроизводители могут потерять рынок и доходность и в итоге не окупить вложения в предприятия.
Игорь Коровкин
исполнительный директор Объединения автопроизводителей России