Операторы ищут спасение в сетях четвертого поколения, но пока находят там лишь большие расходы.
Во II квартале 2012 года выручка мобильных операторов от передачи данных впервые за 2 года показала отрицательную поквартальную динамику. По данным AC&M-Consulting, в I квартале операторы заработали $754,8 млн, а во II - $753,7 млн. В рублевом выражении выручка от передачи данных выросла, но рост оказался самым незначительным за последние 2 года.
Последний раз похожая картина наблюдалась во II квартале 2010 года. Тогда на выручку операторов подействовал ввод безлимитных тарифов, снизивший стоимость передачи 1 Мб данных. Теперь же столь очевидной причины нет.
Как считает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова, рынок передачи данных достиг того момента, когда рост потребления уже не компенсирует сезонную динамику, а II кварталу всегда присущ некоторый спад. "Рынок не насыщен, но он на завершающей стадии роста", - заключает Оксана Панкратова.
Изменение динамики рынка во II квартале вызвано прежде всего результатами "МегаФона" - лидера мобильной передачи данных. В рублевом выражении его выручка на этом рынке сократилась почти на 2,8% по сравнению с I кварталом. У "Билайна" она немного выросла - на 1,6%, у МТС увеличилась на 6%. Таким образом, оператор "МТС" во II квартале почти догнал по объему выручки от передачи данных "МегаФон": 7,8 млрд рублей против 7,9 млрд рублей.
В "МегаФоне" говорят, что на результатах мобильной передачи данных действительно сказался сезонный фактор. В компании уверены, что в III и IV кварталах покажут рост, которому будет немало способствовать запуск сетей LTE (технология четвертого поколения мобильной связи, обещающая высокие скорости передачи данных).
В "Билайне" тоже акцентируют внимание на сезонности. "Во II квартале многие абоненты уезжают за границу, находятся в роуминге, где менее активно пользуются допсервисами, в то время как в Россию приезжает много мигрантов, которые отдают предпочтение базовым услугам", - объясняют в "Билайне".
Зато в МТС никакой сезонности не заметили. Там рассказывают, что на увеличение выручки компании повлияли рост проникновения смартфонов, пользование мобильными приложениями, онлайн-играми, просмотр видео и т. д.
По словам Оксаны Панкратовой, у МТС хороший рост, потому что оператор активнее всех строит сети 3G, хотя раньше он серьезно отставал от лидера. "МегаФон" же всегда вел агрессивную тарифную политику, то есть старался предложить более низкие цены, чем конкуренты, поэтому сейчас у него наблюдается снижение в деньгах, но не в абонентах", - полагает Оксана Панкратова.
В "МегаФоне" уверены, что не уступят позиции лидера на рынке передачи данных. "Безусловно, подспорьем будет LTE, - добавляют там. - Сейчас у нас покрыт десяток городов, к концу года будет несколько десятков".
Аналитик
Альфа-Банка
Юлий Матевосов считает, что эффект от LTE будет еще не скоро. В "МегаФоне" говорят, что уже продали несколько десятков тысяч модемов LTE в городах присутствия.
Отраслевые аналитики считают, что это совсем немного, учитывая масштабы рекламы, сопровождающей запуск LTE. В одном Петербурге расходы на нее "МегаФона" могли составить 5-10 млн рублей, оценивает президент гильдии маркетологов России Игорь Березин. Здесь операторами ежемесячно продается 15-20 тыс. sim-карт для мобильного Интернета - и этот результат достигается без особой рекламы.