Минобороны отказывается от тендеров на постройку домов для военных. Петербургские девелоперы останутся без контрактов, которые в 2012 году превысили 20 млрд рублей.
Крупные петербургские девелоперы больше не смогут зарабатывать на постройке домов для военнослужащих. Министр обороны Сергей Шойгу решил изменить схему обеспечения военных жильем. Вместо традиционных тендеров на строительство домов и покупку квартир ведомство планирует перейти к прямым единовременным выплатам. Таким образом, крупные строительные компании, выполняющие военные госзаказы, потеряют миллиарды рублей. С другой стороны, теперь военные смогут сами выбирать, у какого застройщика приобрести квартиру.
Документы, реформирующие получение жилья, сейчас проходят согласования и в ближайшее время будут направлены в правительство. По мысли представителей Минобороны, после такой реформы военные получат богатый выбор вариантов и не будут зависимы от имущества Минобороны. К тому же, по мнению Сергея Шойгу, таким образом должно исчезнуть понятие "очередь на жилье".
В Петербурге по контрактам с Минобороны сейчас работает всего несколько застройщиков — это ГК "Балтрос", группа "ЛСР" и СК "Дальпитерстрой". До 2009 года на рынке были и другие игроки, например ЗАО "Ойкумена" и ООО "Старп", но они больше не работают по госзаказам военного ведомства. Первая компания перешла на работу с военной ипотекой на первичном рынке, а вторая и вовсе отказалась от строительных проектов.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Строительство жилого комплекса "Славянка".
Превалирование крупных девелоперов можно объяснить тем, что, как правило, Минобороны размещает очень масштабные заказы. Например, в декабре 2012 года ведомство объявило конкурс на покупку 400 тыс. м2 квартир по цене 50,8 тыс. рублей за 1 м2.
Все квартиры с минимальной отделкой должны быть готовы до декабря 2013 года. В итоге тендер на 20,32 млрд рублей получила ГК "Балтрос". Ее структура ООО "ДСК "Славянский" стала единственным участником конкурса силового ведомства.
В Петербурге в 2012 году для военных было построено более 11 тыс. квартир.
На 2013 год запланировала передача военным 33 многоквартирных домов в проектах ЛСР и "Дальпитерстроя".
Девелоперы не заметят
Эта реформа окажет влияние только на девелоперов больших проектов, которые могли договориться с Министерством обороны о покупке большого количества квартир, уверен Олег Барков, генеральный директор ООО "Ханса СПб Девелопмент".
"С другой стороны, теперь выигрывать будут не те, кто имеет некие эксклюзивные отношения с Минобороны, а те, кто предлагает лучшие по соотношению цена–качество проекты", — отмечает он.
Генеральный директор ЗАО "Ойкумена" Лев Гниденко видит единственный недостаток программы для военных в том, что им придется покупать жилье по рыночным ценам, то есть дороже, так как Минобороны строило дома по 35 тыс. за 1 м2.
В ГК "Балтрос" согласны, что решение Минобороны вряд ли сможет оказать серьезное влияние на рынок недвижимости.
"На рынке, действительно, появится больше покупателей. Но в Петербург и Ленобласть они придут только в том случае, если сумма выплаты составит не менее 3,5–4 млн рублей", — отмечает Светлана Аршинникова, руководитель отдела маркетинга ГК "Балтрос".
Сейчас средняя стоимость жилья в Петербурге составляет 70–80 тыс. за 1 м2. "Минобороны вряд ли будет делать выплаты по таким ценам. Остается дельта, которую непонятно кто будет доплачивать", — рассуждает Александр Лелин, генеральный директор "Ленстройтреста".
"Если Минобороны будет руководствоваться той ценой, которую определят Минрегион — 50,5 тыс. рублей за 1 м2, — то в Петербурге можно будет купить жилье только около КАД", — отмечает председатель совета директоров АРИН Андрей Тетыш.
Более категоричен управляющий партнер УК "Теорема" Игорь Водопьянов: "Что–то я сомневаюсь, что военным будут давать столько денег, что они ломанутся покупать квартиры в Петербурге. Скорее у них будет хватать денег на квартиру в Воронеже". Компания Игоря Водопьянова "Ленптицепром" в 2010 году тоже пробовала строить жилье для военных, но не уложилась в сроки и расторгла контракт с ведомством.
Эксперты единодушны в том, что отказ Минобороны от самостоятельного строительства мог серьезно сказаться на рынке в кризисное время, когда они позволили загрузить строительным компаниям простаивающие мощности.