В послании Федеральному собранию Путин пообещал борьбу с офшорами. Он привел в качестве негативного примера "Роснефть" Сечина и сказал, что найдет способ "дотянуться" и взимать с офшоров налоги, а также не давать этим компаниям госконтрактов.
Впервые на тему деофшоризации экономики Владимир Путин говорил ровно год назад – в прошлом послании. Тогда обошлось без конкретики: девять из десяти крупных сделок российских компаний совершаются в офшорах, нужен "комплекс мер по деофшоризации.
"Результаты пока мало заметны", — признал Путин. Особенно ему запала в душу одна недавняя история: "Напомню о масштабной сделке текущего года с объемом более 50 миллиардов долларов. Продажа долей в компании ТНК-BP прошла вне российской юрисдикции, хотя продавцы известны – это российские граждане, и покупатель хорошо известен – одна из крупнейших российских компаний".
В 2012 году через офшоры прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд, сказал президент. $25 млрд российских инвестиций в другие страны – это тоже офшоры. "За этими цифрами – выводы капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны", — констатировал Путин.
Предложения его таковы: доходы офшорных компаний, которые принадлежат российским собственникам, должны облагаться по налоговым правилам РФ, налоги должны идти в бюджет РФ, нужно придумать систему изъятия этих денег. Офшорные компании не смогут получить ни госзаказ, ни госгарантии, ни кредиты ВЭБа. "Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции", — резюмировал Путин.
Читайте также:
Крупные компании РФ откажутся от оффшоров
Первым последствием этих слов станет разрыв соглашений о двойном налогообложении, предположил глава "Роснефти" Игорь Сечин. ""Правительству, наверно, придется столкнуться с необходимостью отказа от соглашений по двойному налогообложению с офшорными зонами. Это не такая тяжелая задача, это необходимо делать", цитирует Сечина РИА.
Сделку, о которой говорил Путин, приводя пример негативного влияния офшоров на экономику, совершила как раз "Роснефть". Таким образом президент пожурил своего боевого товарища и пообещал ему, что больше таких условий для работы у него не будет.
"Роснефть" совершает такие сделки по настоянию своих партнеров, убеждал журналистов Сечин. "Роснефть" не видит экономической целесообразности работать с офшорами, но партнеры настаивают, сказал он.
С проблемой офшоров бороться надо, но теми ли способами, которые предложены — неочевидно, говорят эксперты. "Про офшоры в теории верно. В реале, боюсь, это значит сокращение российских же инвестиций в РФ из-за неблагоприятного внутреннего климата", — комментирует политолог Константин Эггерт.
"К сожалению, предложенные меры по деофшоризации в наших условиях вряд ли сократят вывод капитала, — считает Алексей Кудрин. — Они правильны в отношении госкомпаний". "Здесь нельзя увлекаться: офшоры - это своеобразные "санитары леса", они показывают реакцию бизнеса на слабости в экономике, - добавляет Михаил Прохоров. - Если бизнес уходит в офшоры, значит в инвестклимате есть дыра".
Месяц назад Следственный комитет предложил ввести уголовную ответственность за организацию офшорных схем, точнее говоря, за осуществление сделок, которые не преследуют другой цели, кроме ухода от налогообложения. СК непонятно, чем такие сделки отличаются от простого уклонения от уплаты налогов. В Кремле эта инициатива пока не обсуждалась. Однако известно, что к мнению СК Путин прислушивается.
Министры тем временем ищут способы не отказываться от офшоров. Офшоры, владеющие российскими активами, "можно стимулировать на переход в российскую налоговую юрисдикцию через заключение соответствующих налоговых соглашений", сказал журналистам глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. "Есть много возможностей стимулировать компании к заключению таких соглашений: госзаказ, кредиты. Надо сделать так, чтобы это было выгодно для них", — добавил Улюкаев.
Из его слов нужно сделать вывод, что если борьба с офшорами и начнется, то не такая уж бескомпромиссная.