Декабрь — время, когда компании активно закупают корпоративные подарки как для бизнес–партнеров, так и для сотрудников компании. Однако игроки рынка бизнес–сувениров отмечают, что из–за текущей экономической ситуации в стране многие клиенты меняют свои планы в части подарков. И это, по их словам, только начало сложного периода для их бизнеса.
Пока петербургский рынок корпоративных сувениров в целом демонстрирует неплохие результаты, отмечает Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров "Проекта 111". По его словам, по итогам этого года рынок бизнес–сувениров вырастет на 10–15% по сравнению с прошлым годом. "Тренд выглядит лучше по сравнению с регионами. Примерно на одном уровне с Москвой. Есть некоторое замедление, связанное с крупными заказами, что очевидным образом вытекает из резко сократившегося горизонта планирования", — уточняет Андрей Дегтяренко. По его экспертной оценке, общий объем российского рынка корпоративных сувениров составляет 25–30 млрд рублей, из них 1,25–2 млрд рублей приходится на Петербург.
При этом многие компании, включая крупные, в свете набирающего обороты экономического кризиса не готовы тратить на сувениры те суммы, которые закладывали в бюджет в прошлые годы. "Некоторые из них урезают подарочные бюджеты весьма существенно — на 30–70%, — уточняет Лилия Меркурьева, генеральный директор компании "Скарабей". — На переговорах весной речь шла об одних суммах, а к осени бюджеты сильно потеряли в весе. Присутствует и обычная тенденция, ярко проявляющаяся в кризисные времена: подарки заменяются алкоголем".
По словам участников рынка, на корпоративные сувениры в этом году готовы тратить от 300 до 3 тыс. рублей, в зависимости от размера компании, количества партнеров и клиентов и, конечно, от того, с какими экономическими показателями компания подходит к новому году. "Тектонические сдвиги в экономике только начинаются, компании живут пока в рамках бюджетов, принятых в начале 2014 года. А вот в 2015 году мы вполне можем увидеть существенные изменения, и не только в нашей отрасли", — комментирует Андрей Дегтяренко. В кризис 2008 года рынок сувениров упал, по некоторым оценкам, на 35–40%.
В моде — польза
Сегодня моду в сегменте корпоративных сувениров диктует, как замечают эксперты, сама действительность, заполненная всевозможными гаджетами, без которых многие уже не могут представить свое существование. "Все чаще это то, что делает жизнь удобнее. Внешние аккумуляторы для смартфонов и планшетов, USB–флеш, наушники, микрофонарики и другая электроника разного уровня и назначения. Основной упор — в сторону электронных гаджетов или аксессуаров для них", — говорит Святослав Голобоков, директор по развитию компании ApelBurg. Один из хитов продаж в этом году, по словам Лилии Меркурьевой, — аккумулятор для мобильных устройств.
В большинстве своем компании дарят партнерам, клиентам и сотрудникам весьма практичные вещи. Но не только для офиса. "Очень нравятся людям вязаные вещи, биокамины, красивая посуда", — говорит Лилия Меркурьева. Среди популярных подарков — предметы для активного отдыха и путешествий, а также для расслабления. К примеру, невероятной популярностью пользуются камни для виски. С другой стороны, компании–дарители пытаются с помощью подарка показать свою креативность, заинтриговать, удивить необычным дизайном, вовлечь в некую игру.
"Бренды уже давно ушли от классического толкования корпоративных подарков как предметов для использования в офисе и активно вторгаются в жизнь потребителя, что называется, 24 часа в сутки 7 дней", — говорит Андрей Дегтяренко. К примеру, в топе продаж вот уже второй год находится флешка "Криптекс", вокруг которой легко выстроить квест или какую–то загадочную историю. Сувенир представляет собой металлическую конструкцию цилиндрической формы, а цифровые данные защищены механически: открыть флешку сможет только тот, кто знает секретный код из пяти цифр.
Мелким шрифтом
Разумеется, компании не забывают о брендировании подарков. Но принцип: "Все забрендировать. Крупно" — уже неактуален, говорят эксперты. "Сейчас концентрируются на качестве и стиле продукции и, учитывая это, стараются максимально незаметно вписать свой лого", — отмечает Святослав Голобоков. По его убеждению, это важный шаг, ведь пользоваться чем–то, напоминающим рекламную вывеску, не слишком приятно, а получить стильную вещицу с практически незаметным и естественно вписанным в дизайн лого — ровно наоборот.
Кстати
Спрос на корпоративные подарки
> Согласно опросу market–gifts.ru, 64% опрошенных российских компаний заказывают корпоративные подарки. При этом самый популярный повод для этого — Новый год. Затем идут юбилеи компании, профессиональные праздники, 23 февраля и 8 Марта, а также дни рождения сотрудников.
> Почти 70% респондентов считают необходимым подарить подарки клиентам, 66% — своим сотрудникам, и 11% — партнерам.