Дмитрий Медведев поручил правительству развивать яхтинг в России и создавать для него "благоприятные условия". Сейчас, в то время пока местные яхт–клубы повышают стоимость своих услуг, российские яхтсмены продолжают мигрировать в зарубежные порты. Впрочем, финансовый вопрос — не главное, утверждают эксперты.
В списке поручений премьер-министра Дмитрия Медведева по итога совещания о развитии малого предпринимательства в Ялте есть и пункт о развитии яхтинга. Минтрансу, Минкультуры, Минэкономразвития, а также МИД, МЧС, ФСБ, ANC и Ростуризму предписано представить в правительство предложения "по созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах Российской Федерации".
Возможно, в первую очередь Дмитрий Медведев имеет в виду Крым. Но и в Петербурге яхт-клубы имеют и традиции, и перспективы. А в последнее время стали появляться новые проекты. Так, строительная компания "СПб-Гранит" приступила к реализации собственного девелоперского проекта по реконструкции Императорского яхт-клуба, а на Бычьем острове комплекс с яхт-клубом и мариной строит клуб "Явара-Нева", директором и владельцем которого является Аркадий Ротенберг. Этот проект уже получил на развитие 1,5 млрд рублей из федерального бюджета.
В последние годы яхт–клубы развивались довольно энергично. "Как минимум пять клубов и стоянок плавсредств начали активное строительство или реконструкцию, что говорит об их стабильном положении и уверенности в будущем", — говорит командор Яхт–клуба Санкт–Петербурга Владимир Любомиров.
Появились новые проекты, так, в 2014 году начал свою работу яхт–клуб "Восточный". Его директор Елена Цуканова пока не готова говорить ни о перспективах, ни о проблемах: "Пока не начнется сезон, мы не можем строить никаких прогнозов. Мы недавно начали работать, поэтому пока нет никаких оснований оценивать динамику происходящих процессов".
Яхтсмены держатся за Европу
Определенной проблемой для российских яхт–клубов является миграция отечественных яхтсменов в зарубежные порты. Сейчас, как и раньше, значительная часть яхтсменов предпочитает хранить свои суда в зарубежных маринах.
Даже удорожание курса иностранной валюты не привело к переменам. Ряд европейских стоянок снизили цены на свои услуги, в то время как петербургские, наоборот, повысили.
Выбор яхтсменов в пользу европейских яхт–клубов во многом оправдан, считает Владимир Логинов, командор Санкт–Петербургского парусного клуба, яхтенный порт "Крестовский": "Дело не в том, выросли ли цены у нас, а дело в том, что цены на стоянку и обслуживание снизились в европейских портах. Уже по осени мы столкнулись с большим оттоком яхтсменов. Сейчас спуск–подъем яхты примерно в четыре раза дешевле в европейских портах, чем у нас, дешевле там и зимняя стоянка. Не приходится говорить и об уровне сервиса, обеспечении надежности охраны".
Стоимость стоянки в петербургских маринах хотя и возросла, но не везде. Многие яхт–клубы выжидают начала сезона. Директор порта "Геркулес" Владимир Иконников говорит, что его порт повысил стоимость стоянки примерно на 10% в 2015 году, но есть система скидок для постоянных клиентов и для спортсменов, которая позволяет компенсировать удорожание. "Стояночные места заполнены на 100%, а в период проведения регат в июле–августе — на 120%", — докладывает Владимир Иконников. Елена Цуканова и вовсе не видит оснований поднимать цену на стоянку в этом сезоне.
Сергей Алексеев, президент
Санкт–Петербургского парусного союза, вице–президент Всероссийской Федерации парусного спорта, однако, рассказывает, что, по имеющимся у него сведениям, стоимость стоянки в клубе "Стрельна" выросла почти в 10 раз, что привело к оттоку яхтсменов. "Попытки сделать отрасль в целом более рентабельной отражаются на яхтсменах", — говорит Сергей Алексеев.
Близость и доступность
Владимир Любомиров считает, что вопрос денег при выборе стоянки отнюдь не главный: "Здесь вопрос, скорее, в сложностях регистрации и таможенного оформления в России лодок, приобретенных за рубежом. Стоимость и сложность таких процессов высока, и часто выгоднее хранить плавсредства за рубежом. Так было и раньше, и пока ничего не изменилось". По словам командора, другой немаловажный момент — выбор акватории плавания.
Для яхты, которая базируется в европейском порту, все самые интересные направления для мореходства и ближе, и доступнее.
Яхт–клубы ищут новые стратегии развития, в том числе и за счет иностранных судов. В связи с ослаблением рубля стоянки и хранение яхт в наших портах могут оказаться весьма привлекательными, скажем, для наших финских соседей, хотя таможенные формальности временного ввоза сильно ограничивают возможность принимать иностранные суда.
Владимир Иконников рассказывает, что в целом гостей из Европы, путешествующих на яхтах по Северо–Западу России, немного. Это связано как с таможенными вопросами, так и с недостатком информации и имиджевыми проблемами страны в целом.
Надежда на спонсоров
В целом яхт–клубы смотрят в будущее оптимистично, надеются на новых спонсоров, которые помогут им пережить тяжелые времена.
"Любой яхт–клуб — это прежде всего социальное образование, — говорит Владимир Логинов, — это не просто место для стоянки и обслуживания судов, большую роль играет спортивная составляющая. Парусный спорт — это здоровье нации, и к этому нужно относиться с пониманием. Поэтому финансирование яхт–клубов во многом спонсорское".
“
Несколько лет назад мы вышли из акватории Петербурга и дошли до Пальма–де–Майорки. Если и есть яхтенный рай, то именно там. С тех пор мы держим нашу лодку в Club De Mar — одном из крупнейших яхт–клубов на Майорке. Разумеется, главная причина для нас — туристические маршруты. Выйдя в Средиземное море, можно направиться куда душе угодно. Мы прилетаем в отпуск и отправляемся отдыхать в прекрасную погоду, в теплых водах. А плавание в наших северных морях — это, как правило, плохая погода и больше испытаний, чем отдыха… Вторая причина — это уровень сервиса. Клуб гарантирует охрану яхты, полное сезонное обслуживание. Такие простые работы, как уход за двигателями, помывка яхты, уход за палубой и за парусами, — все это недорого и гарантированно качественно. К примеру, в России паруса не шьют, заказ отправляется за рубеж, все запчасти тоже необходимо заказывать заранее из Европы, то есть любой ремонт и даже просто уход за яхтой требует больше времени и денег. И наконец, важный момент — наем персонала. В Пальма–де–Майорке мы легко можем найти квалифицированный персонал, будь то капитан или матросы. Поэтому пока мы даже не рассматриваем вопрос перемещения нашей яхты в порты Петербурга, тем более что стоимость стоянки у нас в городе постоянно увеличивается.
Юрий Зевацкий
яхтсмен, генеральный директор ЗАО "Новбытхим"