У нас тут очередная полезная история для начинающих и опытных боссов о том, что на самом деле побуждает сотрудников трудиться. Вот вам для затравки подсказка – это не деньги и даже не ваш грозный ор.
Чтобы сотрудники перестали цедить уже восьмую чашку чая, гуглить новости и обсуждать с коллегами новости дня минувшего, нужна какая-то мотивация. И казалось бы, что может мотивировать лучше, чем угроза увольнения? Разве что целая куча денег, обещанная за хорошо выполненную работу. Современные боссы все чаще отказываются от варианта с угрозами и прибегают к денежным поощрениям. На самом же деле денежная мотивация, как выяснили ученые, тоже не такой уж прогрессивный метод. И не факт, что деньги заставят сотрудников работать лучше.
В общем, начальникам стоит быть в курсе: если сотрудники просят больше денег, значит, где-то сам начальник свернул не туда. В идеальном офисе, по мнению профессора психологии и поведенческой экономики Дэна Ариэли, можно легко заставить сотрудников трудиться лучше, не повышая им зарплату.
Справедливости ради отметим, что профессор Ариэли эти выводи сделал не просто так, а провел ряд экспериментов, которые и доказали, что деньги – не главное в мотивации сотрудников. Он, кстати, не один пришел к этому выводу, были и другие специалисты, работавшие над этим вопросом. И мы тут как раз собрали самое интересное из их изысканий.
Люди работают лучше, если видят плоды своего труда
В этом эксперименте Ариэли поделил участников на две группы. Обе группы должны были заниматься одним и тем же – собирать определенные фигурки из кубиков Lego. Каждой группе платили за первую собранную фигурку 3 доллара, а за каждую последующую – на несколько центов меньше. Разница была лишь в том, что фигурки первой группы ставили под стол, чтобы уничтожить в конце эксперимента, а фигурки второй группы уничтожали сразу же после того, как их собирали. Для последних, по словам Ариэли, работа превращалась в бесконечный цикл строительства и уничтожения плодов их стараний прямо на глазах трудящихся. В результате первая группа собрала целых одиннадцать фигурок, а вторая – всего семь. Вывод напрашивается сам собой, если сотрудники не понимают, ради чего они стараются, то работают почти в 1,5 раза менее эффективно.
Чем сложнее проект, тем выше сотрудники оценивают результаты своего труда
Во время другого эксперимента Дэн Ариэли выдал участникам бумагу для оригами и инструкцию по складыванию фигурок (к слову сказать, не особо красивых). Одни участники складывали фигурки, другие просто наблюдали. Потом и те и другие должны были оценить стоимость фигурок. Те, кто творил оригами, оценили плоды своих трудов в 5 раз дороже, чем те, кто просто наблюдал. Во второй части эксперимента профессор спрятал от участников инструкции и сделал процесс выполнения задания более трудоемким, а получившиеся фигурки из малосимпатичных и вовсе стали уродливыми. Затем всех снова попросили оценить новые фигурки. И вот что получилось: те, кто складывал их, оценили фигурки еще дороже, чем первые, более симпатичные, но менее сложные в изготовлении, а наблюдатели же предположили, что эти уродливые фигурки стоят гораздо меньше, нежели те, что были представлены в первой части эксперимента.
Получается, что мы оцениваем свою работу в соответствии с затраченными усилиями и ожидаем, что другие тоже оценят приложенные усилия. Исходя из этого боссам следует подготовиться к тому, что работники попросят больше денег за проект, ради которого им пришлось как следует потрудиться, вне зависимости от финальных результатов.
Чем меньше признания, тем больше сотрудники попросят денег
Во время очередного эксперимента Ариэли попросил участников найти на выданных им листочках несколько пар одинаковых букв. На каждом этапе они получали все меньше и меньше денег за задание. По традиции было несколько групп, в этот раз – три. Первая группа подписывала свои задания и отдавала лично в руки профессору, а тот просматривал листы с ответами, одобрительно кивал и говорил «ага». Задания второй группы просто складывались в стопку, профессор на них даже не смотрел. А плоды стараний третьей группы и вовсе сразу отправлялись в шредер, также не удостоившись взгляда профессора. Студенты из второй группы, чьи труды уничтожали, просили в 2 раза больше денег, чтобы продолжать работу, чем те, на чьи результаты взглянул профессор. И почти столько же, сколько и бедняги, чьи работы были уничтожены, попросили студенты, листы с ответами которых были сохранены, но не отмечены хотя бы взглядом. Вот вам и мораль: хотите сэкономить – просто оцените работу сотрудника, хотя бы одобрительным кивком. А можете еще и спасибо сказать, хуже не будет.
Люди могут неосознанно начать работать лучше, если поймут, что помогают кому-то
Другой психолог, Адам Грант, провел эксперимент с участием сотрудников по сбору пожертвований для Мичиганского университета. В ходе эксперимента call-центр посетили несколько студентов, которые рассказали сотрудникам, как им помогли собранные средства. В следующем месяце сотрудники call-центра проводили за телефонными разговорами на 142% больше времени и собрали на 171% больше, чем в предыдущем месяце. При этом сами сотрудники утверждали, что беседа со студентами никак не повлияла на их результаты.
Это, конечно, всего лишь предположение, но все же не помешает лишний раз напомнить сотрудникам, какую пользу они приносят, вдруг они от этого начнут работать в полтора раза лучше.
Позитивная оценка стараний может положительно влиять на результаты
Группа ученых из Гарвардского университета провела еще один эксперимент с участием студентов. Последние выступали с докладами и эссе, а профессора в это время кивали головой и улыбались или же хмурили брови, мотали головой и скрещивали руки. После выступления всем студентам предложили решить ряд задачек. Те, чьи доклады были оценены улыбками и киванием, показали лучшие результаты. Это так, на заметку тем боссам, которые любят критиковать сотрудников и свято верят в то, что те от этого сразу начнут хорошо работать. А вот, оказывается, нет.
Милые изображения могут улучшать концентрацию
Мы уже как-то говорили о том, что котики из интернета могут повысить продуктивность. Но это так мило, что не можем удержаться от повтора. Так вот, ученые из университета Хиросимы перед выполнением заданий на скорость и внимательность показывали испытуемым картинки с животными: взрослыми и миленькими маленькими крохами. Оказалось, просмотр изображений с щеночками и котятами повышает качество выполнения заданий минимум на 10%. Так что прекращайте уже ругаться на сотрудников, которые время от времени зависают над изображениями с милыми котиками. Ну посмотрят они на них немного, ничего страшного ведь не случится. Зато как сконцентрируются, как начнут потом работать – и захотите, не сможете их отвлечь.
Не стоит недооценивать пользу всех этих исысканий. Все это поможет сэкономить деньги компании и нервные клетки сотрудников. Тем же, кто еще не стал боссом, вы уж нас простите, теперь, скорее всего, будет сложнее требовать прибавку к зарплате, зато босс у вас будет более душевный, станет вас хвалить и, возможно, даже больше не будет заваливать вас трудными заданиями. Ах да, и котиков вам покажет.