Представляете, электронная почта может передавать эмоции. Нет, это не инновационные технологии. Просто новые исследования очередных ученых. Кстати, обязательно почитайте, может прийтись очень кстати.
Как бы электронные письма нас ни бесили, что бы там ни предпринимали работодатели, чтобы защитить своих сотрудников от излишней переписки, все равно никуда от этого не деться. Между прочим, опрос, проведенный американской компанией Pew Research Center, показал, что 61% считают электронную переписку необходимой для работы. Даже Интернет с 54% отстал от такого показателя. Полагаем, в вашем офисе тоже так считают. Если, конечно, вы не из тех динозавров, что до сих пор просят прислать что-нибудь по факсу. Впрочем, надеемся, вы не из таких. А если вы умудрились самостоятельно открыть в браузере эту страницу, то наверняка не из них. Ну да ладно, возвращаясь к вопросу с электронной почтой. Основная ее проблема заключается в том, что, отправляя письмо, вы не можете передать эмоции. Еще большая проблема в том, что получатель, как оказалось, может найти в письме эмоции, которые вы туда не вкладывали. Как так? Сами в шоке!
А Эндрю Бродски (ага, почти однофамилец) из Гарвардской бизнес-школы выяснил, что такое действительно возможно. А повлиять на то, как получатель воспримет письмо, могут совершенно неожиданные вещи. Опечатки, например, или ваша должность.
Оказалось, что письмо следующего содержания несколько сотрудников могут воспринять по-разному.
«Хорошая работа. Но я думаю, что нам стоит продолжить работать над
качеством».
Ученый говорит, что, получив такое письмо от коллеги, работник расценит сообщение как предложение к сотрудничеству, а если оно придет от начальника, то будет воспринято как критика.
И это еще не все. Получив такое письмо от того, кто занимает более высокую должность, сотрудник придаст ему негативную окраску. А если такое же письмо придет на его адрес от того, с кем сотрудник немного общается, то кадр воспримет его уже не так негативно. Если же он получит тот же текст от того, с кем давно общается, то может воспринять информацию даже как позитивную или опять же как негативную в зависимости от характера их отношений.
Зато ошибки и опечатки в письме в соответствии с проведенными профессором Бродски экспериментами точно обрадуют того, кому вы отправите письмо. И даже не потому, что он просто от души над ними поржет. Опечатки заставляют получателя письма убедиться в вашей искренности и в том, что вы не пытаетесь произвести на него впечатление (10 раз проверив написанное). Бродски советует даже время от времени ошибаться намеренно, особенно если вы босс. Так, мол, подчиненные поймут, что вы тоже живой человек, и будут вас больше любить.
А вот насчет смайликов Эндрю Бродски предостерегает, хотя другие ученые советуют пихать их чуть ли не в каждое деловое письмо. Бродски же приводит пример еще вот такого письма.
«Вступление рекламной части нужно переделать. Так хочет клиент, и я верю,
что ты справишься :)
С наилучшими пожеланиями, твой менеджер».
Вроде очень даже милое письмо. А вот кое-кто из подопытных, участвовавших в исследованиях ученого, охарактеризовал тон письма как «снисходительно-злобный». Вот так поворот. Но мистер Бродски и тут не удивился. Он говорит, что если люди общаются только по почте, то в таких взаимоотношениях может возникать двусмысленность. В итоге участники такого общения могут трактовать полученные сообщения весьма странным образом. Вот так вот.
Ну вы поняли: неоднозначные предложения – прочь, ошибки – в дело, а со смайлами поосторожнее. И вообще оторвите уже от офисного стула то, чем вы на нем сидите, и идите пообщайтесь с коллегами вживую. Заодно прогуляетесь и спасете себя от ожирения, а то придут к вам британские ученые и заставят заниматься страшными вещами.