Упавшие нефтяные доходы, которые государство распределяло в пользу всех россиян, приведут к неминуемой перестройке экономики. Поскольку потребительский спрос перестал быть главным фактором роста, в новом году прибыль компаний начнет расти быстрее ВВП, прогнозируют в Sberbank CIB.
Большинство макроэкономических показателей уже достигли дна и начинают улучшаться, позитивно начинается обзор "Российский орел" от Sberbank CIB. Худшие опасения — введение контроля капитала и банковский кризис — не подтвердились. Инфляция замедляется, возможен даже рост экономики, а контуры новой экономической модели России проявляются все четче, пишут аналитики.
Одно из основных отличий новой реальности в том, что в 2016 году прибыль компаний, как ни парадоксально, будет расти гораздо быстрее реального ВВП. В прежние, тучные годы быстрее ВВП росли реальные доходы россиян. Сильный рубль и постоянный рост зарплат только ухудшали конкурентоспособность корпоративного сектора — прибыль компаний снижалась. И это несмотря на сырьевой бум.
Конец высоким зарплатам
Доля зарплат в ВВП с 40% в 2003 году выросла до 53% в пиковом 2009 году, в 2014-м их доля составила 52%. Доля прибыли компаний в структуре ВВП за 10 лет упала с 43% практически до 30%. Сегодняшние цены на нефть снизили реальную зарплату: поток природной ренты в пользу населения заметно измельчал, это автоматически увеличит долю прибыли компаний в ВВП, делают вывод эксперты.
Читайте также:
ВВП
В России спад в экономике в ноябре достиг 4%
В свою очередь сокращение природной ренты вдвое неминуемо привело к падению покупательной способности россиян, что потянуло за собой всю розничную торговлю. ВВП на человека упал с сопоставимого с восточноевропейским уровня ($15 тыс.) почти до китайского ($8,5 тыс.). Потребительский спрос больше 10 лет был основным двигателем экономики РФ, и сейчас этому приходит конец.
Доля зарплат и прибыли компаний в ВВП РФ,%
Источник:
В период высоких цен на ресурсы потребительские сектора — розничная торговля, недвижимость и медиа — демонстрировали бурный рост. Поскольку этим направлениям экономики не приходится конкурировать с иностранными аналогами, именно они в первую очередь греют руки на растущем спросе.
В экономике за эти годы возник дисбаланс: между сильными экспортерами сырья и потребительским сектором (те же торговля, услуги и недвижимость) никого не осталось. Производители, не имеющие отношения к ресурсам, просто выпали из поля зрения инвесторов.
"Фактически можно говорить о том, что российская экономика имела многие симптомы "голландской болезни", — пишут эксперты. И именно низкие цены на нефть должны выправить ситуацию.
Когда коррекция, как сегодняшнюю ситуацию называют эксперты, закончится, экономическому росту помогут импортозамещение, улучшение внешней конкурентоспособности и рост инвестиций. Первые два фактора связаны со слабым рублем и подешевевшей рабочей силой. К увеличению инвестиций же приведет неминуемый рост прибылей компаний.
Темпы экономического роста по секторам в 2003–2013 годах (по валовой добавленной стоимости), в годовом выражении
Источник: Росстат
Если экономика вернется к уровням 2004-2005 годов, когда цены на нефть были примерно такими же, то доля корпоративной прибыли в ВВП может вырасти с 33 до 36-37%, предполагают экономисты. Только это будет означать рост прибыли на 10% на макроуровне. Основной прирост покажут представители торгуемого сектора (отраслей, конкурирующих с иностранными аналогами). Среди них будут выделяться экспортеры, не связанные с ресурсами, и компании, работающие над импортозамещением.
Росту инвестиций может помочь снижение процентных ставок (в последние три заседания ЦБ, опасаясь инфляции, не стал ничего менять). Однако, признают аналитики, все перечисленные позитивные факторы не заменят такой мощный двигатель, как поток нефтедолларов. Без радикальных реформ, о которых говорят последние лет пять, темпы роста еще долгое время останутся на уровне 2%, делают они неутешительный вывод.
Банки на коне
Отдельно аналитики отмечают, что единственный сектор экономики, совершенно точно достигший дна и возобновивший рост, — банковский. Да, по-прежнему несладко, но, учитывая потрясения в конце 2014 года, все в итоге сложилось куда лучше, чем могло бы.
В этом году банкам помог значительный приток депозитов на фоне привлекательных ставок (спасибо ЦБ), разумный контроль над расходами (даже крупные игроки сократили персонал и офисную сеть, кто-то даже закрыл непрофильные направления), относительно низкое число дефолтов компаний (многих, к слову, тряхнула история с "Трансаэро").