16:1126 января 201616:11
2084просмотров
16:1126 января 2016
Сети фастфуда продолжают расширяться — к примеру, McDonald's в этом году вложит в свое развитие в Петербурге 900 млн рублей. Рынок общепита будет падать еще пару лет, и для того чтобы найти клиентов, игрокам рынка придется менять стереотипы.
Как рассказал Алексей Семенов управляющий директор McDonald's в России, в 2016 году компания планирует потратить на развитие в Петербурге около 10% от инвестиций в рестораны по стране (9 млрд рублей).
В Петербурге до конца года компания откроет четыре-шесть новых заведений, в остальных регионах — более 60. В прошлом году в городе начали работать три точки сети, одна из них по франшизе (с помощью партнеров McDonald's планирует развивать сеть в аэропорту и на вокзалах, точки на улицах города головная компания продолжит открывать самостоятельно). Кроме того, за год компания переоборудовала 11 своих ресторанов в Северной столице, изменив структуру работы кухни, систему заказа блюд и др. Алексей Семенов отмечает, что продажи в заведениях нового формата на несколько процентов выше. Около 40% общих вложений компании пойдет на переоборудование действующих точек, остальное — на открытие новых.
Экспансия бургеров
Скорого роста рынка McDonald's не ожидает. В компании считают, что в 2016 году совокупная выручка общепита снизится на 3-5%, а рост зависит только от макроэкономической ситуации, прогнозы по которой постоянно меняются. Но куда бы ни двигалась экономика — она прицепным вагоном потянет за собой общепит. Тем не менее инвестировать холдинг не прекращает, например, в конце прошлого года "Макдонадльдс" открыл центр обучения сотрудников, в ремонт и оборудование которого было вложено 50 млн рублей. Всего на организацию обучения компания потратила за год 160 млн рублей. Президент McDonald's в России Хамзат Хасбулатов отмечает, что экспансивная политика бизнеса будет продолжаться: сеть будет осваивать новые регионы, а число сотрудников через год дойдет до 50 тысяч человек. "Несмотря на кризис, российский рынок для нас интересен, и планы у нас долгосрочные. Например, здание, которое мы отдали под центр обучения, стоит около 800 млн рублей: если бы речь шла о быстрой прибыли, его можно было бы продать или сдать в аренду", — поясняет президент компании. Увеличивать долю рынка планируют в том числе с помощью франшизы. 85% точек мировой сети McDonald's уже работают по франшизе, российское же подразделение компании начало искать франчайзи всего несколько лет назад. Хамзат Хасбулатов поясняет, что раньше этого не позволяло сделать в том числе российское законодательство, которое не полностью защищало стороны в случае конфликта. Теперь у холдинга несколько партнеров, одно из основных требований к которым — готовность вкладывать средства в рост. Например, франчайзи сети в Сибири обязался открыть 20 точек в течение 5 лет. "Стоимость логистики не позволяет сейчас выйти на рынок некоторых регионов, например, Дальнего Востока. Но 10 лет назад я сказал бы то же самое о Сибири", — говорит Хамзат Хасбулатов.
Стратегия агрессивного завоевания рынка характерна и для других игроков — ООО "АмРест" (бренды KFC и Pizza Hut) планирует в течение 3 лет открыть еще 100 ресторанов KFC, при этом расширение начнут с Петербурга: в 2016 году большая часть открытий придется на Петербург и пригороды. В компании считают, что формат фастфуда универсален, что позволяет избежать жесткой конкуренции: вчерашний гость премиум-ресторана может сегодня стать клиентом фастфуда, к примеру, из-за спешки. Однако предел роста ООО "АмРест", в отличие от McDonald's, обозначает четко: рынок Петербурга, по оценке компании, может вместить 100 ресторанов KFC.
Но многие компании ограничений не устанавливают, например, Burger King Russia заявляет о планах в ближайшее время увеличить сеть почти вдвое и довести число точек до 500 по всей стране. "Г.М.Р. Планета Гостеприимства" (Sbarro и "Восточный базар") тоже не останавливает рост в кризис: в 2015 году холдинг вышел на рынки Мурманска и Орла. В 2016 году в планах компании открыть по франшизе примерно 25 ресторанов, пять из них уже строятся.
Суповой стереотип
"Думаю, что крупные сети фастфуда действуют на опережение: в кризис они стремятся занять площади, которые освобождают ушедшие с рынка игроки, — рассуждает директор компании "Бизнес Нация" Джалил Куряев. — Статистика говорит о том, что люди посещают сейчас ТЦ не реже, но просто они заметно меньше тратят". Поэтому, считает эксперт, когда финансовая жизнь стабилизируется, мы получим торговые центры, где основные места заняты фастфудом, а большая часть посетителей по привычке не будет видеть им альтернативы. Однако Алексей Семенов возражает: предложений на рынке недвижимости действительно больше, и арендодатели более лояльны. "Но если вбить все данные в экономическую модель, то предложение, которое 2 года назад показалось бы замечательным, уже таким не кажется", — заключает он.
Однако на рынок общепита влияет не только экономика, но и психология потенциальных покупателей. Например, по опросу СПбГУ "Центр социологических и интернет-исследований", петербуржцы в 72% случаев едят дома, в 22% — на работе или учебе, и только 3% случаев принятия пищи приходится на общепит. 90% петербуржцев на обед едят суп, а 60% завтракают бутербродами. Перемены в этой статистике зависят, конечно, и от цен, и от доходов покупателей, но ее определяют в том числе и культурные традиции — в итоге среднему петербуржцу просто не приходит в голову каждый день есть гамбургеры или наггетсы. А лидеры рынка общепита, для того чтобы заполнить свои новые рестораны, должны постепенно эти традиции изменить, и если верить социологам, рынок общепита в этом случае сможет увеличиться в несколько раз.