Крупнейший германский производитель спецодежды и средств защиты Uvex начал изготовление пластиковых касок на заводе «Буревестник» в Гатчине. В условиях сокращения импорта собственное производство — грамотный ход, считают участники рынка.
Представительство компании Uvex в Петербурге работает больше 10 лет и поставляет на рынок защитные каски и очки, а также спецодежду, обувь, наушники и перчатки. Основные покупатели продукции — металлургические, химические, энергетические производства, а также предприятия добывающей промышленности. Однако из-за высокого курса евро изделия компании стали очень дорогими и их импорт заметно сократился. Конкуренцию на отечественном рынке компании составляют российский производитель средств защиты 3М, лидер по производству перчаток Ansell, а также продукция компаний Honeywell и JSP, отмечают дистрибьюторы средств индивидуальной защиты.
Новое производство — совместный проект завода "Буревестник" и Uvex. "Буревестник" — многопрофильный завод, выпускающий судовую арматуру, изделия из пластика и средства индивидуальной защиты (в том числе шлемы для мотоциклистов и каски для шахтеров). В 2014 году завод выпустил продукции на 982,8 млн рублей. По данным СПАРК, основными владельцами ОАО "Буревестник" являются Олег Волков, основной владелец завода судовой арматуры "Армалит-1" и государственное АО "ЦТСС".
Производство Uvex рассчитано на выпуск до 300 тыс. касок в год. Однако пока спрос сформировался на выпуск примерно 50 тыс. изделий, отмечают в российском представительстве компании. Таким образом, при цене за каску 150 рублей годовая выручка за этот вид изделий составит 7,5 млн рублей. При этом компания планирует довести долю касок российского производства в общем объеме продаж этого продукта Uvex в России до 25%, а в перспективе — до 100%. Сейчас основной объем этого средства индивидуальной защиты компания производит и поставляет из Германии.
Инвестиции гатчинского завода в совместный проект составили 11 млн рублей, которые ушли на техническое переоснащение существующей линии. Кроме производства касок, Uvex запустила изготовление защитных корригирующих очков в Екатеринбурге, а в будущем планирует начать их выпуск и в Гатчине, на том же заводе, где на начальном этапе планируется изготавливать около 175 тыс. пар очков в год. Инвестиции в оба производства компания планирует окупить в течение 2 лет.
По оценкам компаний-производителей, емкость рынка спецодежды и защитных средств России на сегодняшний день составляет более 115 млрд рублей и занимает 5% от мирового рынка. На Северо-Запад приходится около 10% от общего объема российского рынка. За 6 лет расходы компаний на средства индивидуальной защиты (СИЗ) выросли в 2 раза и сейчас составляют 6277 рублей на одного работника. При этом сегодня треть из 75,4 млн экономически активного населения страны сталкивается на работе с вредными и опасными факторами, то есть использует средства защиты.
По словам генерального директора крупнейшего поставщика и производителя на рынке спецодежды и СИЗ — компании "Восток-Сервис" Владимира Максымива, продукция Uvex, произведенная в России, будет очень востребованна. "Спрос на изделия, качество которых идентично немецкому при сопоставимых российских ценах, будет высокий, — отмечает он. — В настоящее время объем российского производства СИЗ (не включающий специальную одежду и специальную обувь) не сможет покрыть существующие потребности отечественного рынка. Поэтому производство Uvex в Гатчине позволит частично удовлетворить запросы предприятий в качественных изделиях по приемлемым ценам".
Всего в Петербурге около 500-600 компаний, работающих на рынке спецодежды и защитных средств. Однако большая часть из них — мелкие продавцы, не имеющие своего производства. Лидерами на рынке Петербурга являются холдинг "БТК Групп" Таймураза Боллоева, ЗАО ТД "Восток-Сервис", "Техноавиа" и ООО "ФАП". "Uvex работает в верхнем ценовом сегменте, и из-за падения курса рубля импортеры сейчас практически перестали поставлять эту марку в Россию, — добавляет Сергей Орлов, генеральный директор производителя спецодежды "Балтийский ресурс". — Поэтому сейчас удачное время для открытия здесь производства. При этом, судя по стоимости изделия (150 рублей за каску), компания решила работать в России в среднем ценовом сегменте, продукция которого сейчас наиболее востребованна на рынке».