НПК "Энергодвижение" запускает в этом году серийное производство судовых гребных электродвигателей. Инвестиции — 50 млн рублей.
Научно–производственная компания "Энергодвижение", участник проекта "Gazelle Бизнеса", занимается разработками и выпуском специальных синхронных электрических машин. Серийное производство будет налажено в компании впервые. Сейчас в связи с началом серийного производства компания расширяет штат. Пока на предприятии работают 10 человек, в этом году число будет увеличено до 110 за счет набора сотрудников в производственный цех. Инвестиции в запуск серийного производства будут направлены из авансовых платежей заказчиков и составят около 50 млн рублей. Пока серийное производство налаживается на площадях "Энергодвижения" — 300 м2 на Октябрьской наб.
"Сейчас этого цеха достаточно, но при необходимости расширения мы сможем без проблем арендовать дополнительные производственные площади на машиностроительных предприятиях Петербурга", — рассказывает Вячеслав Клинцевич.
Что делают
Судовые гребные электродвигатели, которые изготавливает компания, используются при строительстве рыболовецких судов, буксиров, кабелеукладчиков, судов сопровождения для нефтегазового флота и других. По словам генерального директора НПК "Энергодвижение" Вячеслава Клинцевича, в настоящее время есть заказы на производство четырех двигателей. Цена одного устройства составляет от 5 млн до 20 млн рублей в зависимости от его мощности (от 500 кВт до 1 и 2 МВт). Емкость рынка составляет около 600 млн рублей в год. Часть комплектующих (около 50%) импортируется из Германии, Скандинавии. Заказчики — судостроительные предприятия Петербурга, Северодвинска, Архангельска. В частности, это Центр судостроения "Звездочка", Зеленодольский завод им. Горького и др. Клиенты компании — не только смежные предприятия судостроения, но и Минпромторг РФ, Минобороны РФ, предприятия нефтегазовой индустрии. За прошлый год оборот "Энергодвижения" составил 59,6 млн рублей.
Закрытый рынок
Разработками электрических машин на постоянных магнитах, по данным экспертов, занимаются Ленинградский электромеханический завод (ЛЭМЗ), "Силовые машины" ("Электросила"), ЦНИИ судовой электротехники и технологии (СЭТ). Эти же предприятия занимаются и разработкой судовых гребных электродвигателей.
Как пояснили специалисты ЦНИИ СЭТ, проработки по созданию электрических машин на постоянных магнитах, в частности гребных двигателей, проводились ранее, производство размещалось на машиностроительных заводах Петербурга. При этом серийного выпуска нет, поскольку заказов на производство подобных двигателей немного (несколько в год по всей России).
Как правило, конечным заказчиком строительства судов, работающих на гребных электродвигателях, выступает Минобороны РФ. Потребность в таких судовых гребных двигателях в России оценивается в 50–60 устройств в год. Цены у наших судовых гребных электродвигателей будут сопоставимы с ценами на импортные двигатели, говорят в "Энергодвижении". При этом преимуществом является то, что двигатели российского производства работают на постоянных магнитах, это позволяет расширить возможности конструктива. Кроме того, у наших аппаратов более высокий КПД, чем у зарубежных", — поясняет Вячеслав Клинцевич.
Пять лет работы
НПК "Энергодвижение" была создана в 2011 году выходцами из петербургского энергомашиностроительного холдинга "Электросила". "В компании трудятся инженеры, ранее работавшие в НИИЭФА, "РЭП Холдинге", на ЛМЗ, Невском заводе, поясняет Вячеслав Клинцевич.
"С кадрами в настоящее время сложно. Не хватает именно инженеров, поэтому мы начинаем работать с потенциальными сотрудниками еще на стадии их обучения в вузах. У нас регулярно проходят практику и стажировку студенты профильных вузов и техникумов Петербурга", — говорит Вячеслав Клинцевич.