Парламент Каталонии, провозгласивший на днях независимость от Испании, принял решение о роспуске. Законодательный орган согласился с проведением досрочных выборов 21 декабря, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Женералитата. Мадрид объявил о временном лишении Каталонии автономии и ввел до назначенных на декабрь новых выборов прямое правление в провинции.
Даниил Коцюбинский, историк:
Первый вопрос, который здесь сразу же возникает: какими будут итоги досрочных выборов в Каталонии 21 декабря?
На мой взгляд, каталонские сепаратисты слишком быстро и бесславно капитулировали, чтобы на этих выборах победить.
Кроме того, за недолгое время провозглашенной независимости они так и не пояснили, как достичь этой самой независимости не только на словах, но и на деле.
Они не доказали своей способности удержать под уверенным контролем хотя бы небольшой полицейский аппарат Каталонии. И это оказалось первым и, в общем, самым важным фактором психологического надлома.
Так что не думаю, что популярность сепаратистов будет сейчас в Каталонии расти.
Электоральное болото — согласно опросам — уже качнулось в сторону Мадрида, а многие сторонники независимости в ситуации фрустрации и разочарования в своих лидерах просто могут не пойти 21 декабря голосовать. У сепаратистов в итоге будут в лучшем случае 40%. Так мне кажется.
Но пока что прогнозы делать просто рано, ибо все будет зависеть от того, как поведут себя простые каталонские граждане в оставшиеся недели. Смирятся ли — или начнут осуществлять акции массового гражданского неповиновения? Это просто пока трудно прогнозировать.
Но вообще, надо всегда иметь мужество называть вещи своими именами.
Попытка достижения независимости мирным путем не удалась. Но хорошо, что она была. Ибо она обнажила проблему, которая теперь названа громко. И дальше ее уже невозможно будет просто «не замечать». А значит, в конце концов «международные акторы» ее начнут решать. Я имею в виду проблему реализации декларированного, но не обеспеченного международным законодательством права народов на самоопределение.
Ибо неотъемлемое право — оно либо есть, либо его нет.
Оно не может быть «выстрадано» или «даровано».
А если оно отнимается (как в случае с Каталонией) либо «высочайше даруется» (как в случае с Шотландией или Косово), значит, этого права по факту нет.
Значит, народы не могут мирным путем реализовать свое право на самоопределение тогда, когда этого захотят они, а не их постоянные либо промежуточные «хозяева».
«Все это ясно, как простая гамма...»
Но окончательно прояснилось именно после истории с запретом на каталонский референдум и разгоном Республики Каталония.
И Европа, и мир после всего этого больше не могут оставаться, на мой взгляд, в «прострации» и делать вид, что «никакой проблемы нет». Что первая статья Устава ООН, утверждающая право народов на самоопределение, «рулит и торжествует».
Не рулит и не торжествует. Ибо рулит и торжествует ее заклятый враг — принцип суверенитета и целостности государств — членов ООН.
И вот эта коллизия наконец становится, на мой взгляд, в международную повестку дня.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе «Блоги «ДП» .