Банковский сектор продолжит сжиматься

 В последние годы мы увидели процессы консолидации банковского сектора России — крупные банки становятся еще крупнее, поглощая более мелких. Исключением не является и рынок Северной столицы: старейшие городские банки уходят в историю, а крупные федеральные структуры усиливают свои позиции.

Илья Злуницын, председатель правления банка "Таврический":
В последние годы мы увидели процессы консолидации банковского сектора России — крупные банки становятся еще крупнее, поглощая более мелких. Исключением не является и рынок Северной столицы: старейшие городские банки уходят в историю, а крупные федеральные структуры усиливают свои позиции. За последние несколько лет покинули рынок Констанс–Банк, Выборг–Банк, "БФА", "Банкирский дом", "Финансовый капитал", на санации находятся Балтийский банк, Балтинвестбанк, банки "Советский" и "Таврический".
Я полагаю, что в 2018 году основные тенденции консолидации, которые мы наблюдаем сейчас, продолжатся. Часть банков петербургского рынка будут вынуждены или присоединиться к более крупным и успешным коллегам, или же покинуть этот рынок навсегда. Это относится прежде всего к небольшим организациям, которые уже в этом году работают на пределе своих возможностей.
В условиях ужесточения нормативной политики ЦБ многим финансово–кредитным учреждениям Петербурга сложно полноценно формировать новые активы, наращивать кредитный портфель и тем самым быть для клиентов конкурентными, привлекательными. Сейчас они, безусловно, уступают в борьбе банкам с государственным участием.
Однако это вовсе не означает, что борьба будет безнадежно проиграна. Уверен, что те банки, которые выбрали верную стратегию работы с сегментом малого и среднего бизнеса, с населением, смогут сохранить позиции и даже продвинуться вперед.
Дело в том, что крупные банки (скажем прямо — почти монополисты на рынке определенных банковских услуг) в силу специфики своей работы часто не могут предоставить своим клиентам оперативный и качественный сервис. Речь идет прежде всего о скорости принятия решений — это бывает принципиально как для предприятий и ИП, так и для физических лиц.
Именно здесь для малых банков кроется преимущество, которое они могут и должны использовать. Меньшая зарегламентированность в работе, облегченные бизнес–процессы, по–настоящему гибкий подход позволят таким банкам найти свою нишу и выжить.
Сколько банков останется в следующем году, какими они будут — покажет время, пока с уверенностью можно сказать одно: останутся сильнейшие, выживут способные выживать.
Если говорить о цифрах, то, по моим прогнозам, рынок сократится не менее чем на 15%. Это произойдет за счет небольших кэптивных банков, однако в корзине неудачников, без сомнения, могут оказаться и крупные федеральные игроки: они не являются исключением и тоже находятся в зоне риска, но по целому ряду других причин.
От сокращения числа кредитных учреждений пострадают прежде всего потребители — физические и юридические лица, ИП и малые предприятия. Монополия — это всегда потеря качества, это определенный волюнтаризм в части принятия и исполнения решений. Совок вернется, но в современной обертке. Отсутствие реальной конкуренции — очевидный минус для всех потребителей услуг, не надо обманываться известными брендами и красивыми вывесками, ведь за их фасадом — дотации и спрятанная неэффективность.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе " Блоги "ДП ".