В этом году майские праздники оказались довольно продолжительными, хоть и всего на один день больше, чем было в 2017 году. Тем не менее выходные всегда сказываются на деловой активности. "ДП" выяснил, что происходит с компаниями из разных отраслей во время праздничных дней.
В продолжительные выходные так или иначе надо подстраивать работу под другой режим. В особенности большие сложности испытывают те компании, которые работают не посменно, а по обычному графику — у сотрудников выходные, работа стоит. При этом, естественно, все зависит от сферы деятельности компании, например, за эти майские праздники в несколько раз вырос спрос по числу заграничных бронирований у туристических фирм и количество пассажиров у железнодорожных и авиакомпаний.
Логистическая нагрузка
В первую очередь непросто приходится логистическим компаниям, ведь доставка груза зависит от множества факторов: работы складов, операторов, водителей.
"На автотранспортной логистике любые праздничные дни сказываются негативно. Это связано с тем, что клиенты перед праздниками стремятся освободить свои складские площади и по максимуму используют этот период для отгрузки товаров. Все это не только значительно увеличивает нагрузку на операторов, но и часто приводит к тому, что выгрузка доставленной продукции попадает на праздники, когда компании не работают. Ситуация усугубляется тем, что загрузка транспорта в обратную сторону тоже приостанавливается по тем же самым причинам. Как результат — простои транспорта и финансовые потери операторов", — рассказал Александр Лашкевич, директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии".
Читайте также:
Туризм
Майские праздники: куда делись горожане
Избежать потерь, по словам Лашкевича, логистам помогает долгосрочное планирование и перераспределение транспорта: "Мы заблаговременно получаем от клиентов информацию по количеству отгрузок, распределяем транспортные средства по регионам с учетом данной информации и таким образом обеспечиваем максимальный коэффициент использования автопарка. Если говорить о конкретных цифрах, то, например, по направлению FTL-перевозок (перевозки полностью загруженными машинами) потери в мае составляют около 4-5% от оборота по сравнению с июнем-июлем".
Погода для девелоперов
Работа и прибыль строительных компаний зависят от сезонности, майские праздники не исключение.
"Я не думаю, что в Петербурге есть хотя бы одна девелоперская компания, у которой продажи не снижаются в период майских праздников. Мы, как и все, ищем способы минимизации потерь. В частности, проводим акционные мероприятия — в этом году запустили акцию "Скидка по погоде", чтобы стимулировать покупателей совершать сделки именно в этот период. Однако продажи в начале мая никогда не сопоставимы с продажами в первую треть любого другого месяца. Но ситуация всегда быстро выравнивается. Уже со следующей недели, когда закончится период отпусков, продажи вернутся на обычный уровень", — считает Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости Группы ЦДС.
Юлия Ружицкая, директор по продажам компании "Главстрой-СПб", солидарна с ним в этом вопросе, но при этом отмечает, что влияние сезонности на бизнес всегда можно снизить различными способами: "Традиционное майское затишье чаще всего выражается в снижении количества сделок. Но бывают и исключения. Например, прохладная и дождливая погода может сыграть на руку застройщикам и простимулировать покупателей к решению квартирного вопроса. В дальнейшем период спокойных продаж компенсируется высоким уровнем рентабельности в моменты пикового спроса. Сегодня фактор сезонности отчасти нивелируется общей ситуацией на рынке: широким предложением жилья в разной стадии готовности, существенным снижением ипотечных ставок, стабильностью цен, большим количеством акций и скидок от застройщиков".
Банковская стабильность
А вот в банковском секторе дела обстоят по-другому, хотя практически все российские банки в праздничный период либо не работают, либо меняют штатное расписание. Так, Сбербанк был закрыт все майские праздники, а 8 мая назначил короткий день, работающими оставались только дежурные отделения. Примерно в таком же режиме работало большинство других банков. Но, как оказалось, из-за развития современных технологий они не чувствуют каких-либо потерь.
"Существенным образом на бизнес банков майские праздники не влияют. Поскольку, как и в обычные выходные дни, подавляющее число отделений не работает, и банки не несут расходов на оплату труда служащих в отделениях. Платежные операции, как и многие другие услуги банков, доступны сейчас клиентам через дистанционные каналы обслуживания. Поэтому и обороты банков, и их комиссионные доходы в XXI веке почти не зависят от наличия или отсутствия череды праздников", — рассказал Иван Макаров, пресс-секретарь банка "Открытие" по СЗФО.
Анна Морозова, представитель Сбербанка, отметила, что в компании заранее предусматривают периоды простоя и нивелируют эффект с помощью дополнительных отделений: "Что касается Сбербанка, то в прогнозируемой годовой прибыли уже учтены подобные естественные сезонные колебания. В то же время, несмотря на низкую деловую активность в банковском секторе во время продолжительных праздников, Сбербанк открывает отдельные офисы для возможности проведения банковских операций в удобное для клиентов время".
Дата-подготовка
На первый взгляд, IT-сфера зависит больше от заказов, нежели от режима работы. Но тем не менее при этом может страдать разработка продукции — сотрудники уходят в отпуск, процесс затормаживается. По этим причинам, например, компания MAPS.me в 2015 году устроила недельный хакатон, где сотрудники компании по 16 часов в день работали над разработкой и улучшением программ, перед майскими праздниками.
Дата-центры, которые отвечают за подключение абонентов к Интернету и хранение данных, тоже ощущают праздничные влияния, но не в плане прибыли, а в плане энергозатрат. Кроме того, дата-центры работают в непрерывном режиме, поэтому там постоянно должны находиться сотрудники, которым во время праздников приходится платить за работу гораздо больше.
"Непрерывность предоставляемых сервисов, таких как холод, электропитание, место для размещения, безопасность, связь с внешним миром — основной продукт дата-центра, который так ценят клиенты. Все клиенты разные: для некоторых праздники — основной источник дохода, и качество работы дата-центра в такой период для них критически важен. Другие клиенты, для которых праздники — это часы наименьшей нагрузки, наоборот, стараются в такие дни провести профилактику электронных систем и присылают своих специалистов для проведения работ. Так что, скорее всего, для оценки с общепринятой точки зрения для дата-центров вообще не бывает праздников с одной стороны, с другой, экономической, точки зрения чувствительность бизнеса от праздников практически незаметна", — считает Игорь Ситников, генеральный директор телекоммуникационной компании "Миран".