Про то, о чем нельзя. Рецензия на книгу "Толстокожая мимоза" венгерского лингвиста Адама Надашди

Автор фото: Global Look Press

 

Со странным чувством представляю вам сборник венгерского лингвиста, публициста и эссеиста Адама Надашди "Толстокожая мимоза", только выпущенный питерским издательством Ивана Лимбаха. Мое смущение вызвано тем, что Адам Надашди — публицист явно второго плана. В моем понимании публицисты первого плана ломают стереотипы образованной публики. А публицисты второго плана всего лишь публику образовывают, не брезгуя банальностями (хотя "банальное" еще не означает "неверное").
При этом прочитать "Мимозу" я рекомендую по самой как раз банальной причине: ничего подобного в России написано быть не может: тема стигматизирована. Ведь все до единой страницы книги профессора Надашди — о гомосексуалах внутри социума. Ну вот, скажем: в честь чего это свои парады и марши геи называют gay pride, парадами "гордости"? Чем гордиться, если сексуальная ориентация — вещь врожденная, вроде леворукости? Да тем, разъясняет профессор банальные вещи, что геи гордятся не ориентацией, а отвоеванным правом считаться нормальными людьми. То есть испытывают примерно те же чувства, какие евреи после скитаний, унижений и уничтожений испытывают при мысли о существовании государства Израиль. Или: разве можно рассказывать о гомосексуальности школьникам, не повлияет ли это на психику будущих матерей и отцов? Да именно потому и нужно, улыбается профессор Надашди, что матери и отцы с вероятностью 4% родят детей–геев и полезно как–то "подготовиться, что, возможно, придется растить, воспитывать и — страшно сказать! — любить такого ребенка".
Ну да, это ликбез, основы основ, — но что вы еще сегодня у нас можете из просветительской литературы найти? В России не издан даже Альфред Кинси, еще в 1940–х доказавший, что сексуальность человека не бинарна, а пластична, изменчива, — и отделил сексуальную ориентацию от сексуального поведения. Самая толковая из переведенных книг, "Гомосексуальность. Естественная история" Френсиса Мондимора, распродана давным–давно. Очень приличный сборник, "Гомосексуальность и христианство в XXI веке" под редакцией Валерия Созаева, не маркирован кодом ISBN и, стало быть, распространяется полуподпольно. Не купить и "Детей–404" (сборник адовых исповедей ЛГБТ–подростков) Лены Климовой, автора пытаются засудить.
Сегодня за "пропаганду", живи они в наши дни, могли бы загреметь даже такие публицисты первого плана, как Василий Розанов и Николай Бердяев, затеявшие век назад публичную дискуссию о христианском взгляде на сексуальность. Причем Розанов посвятил гомосексуальности немало страниц в "Людях лунного света", а Бердяев в "Метафизике пола и любви" так и вообще яростно подытожил: "Так называемые противоестественные формы любви и полового соединения, приводящие к негодованию ограниченных моралистов, с высшей точки зрения нисколько не хуже, а иногда даже лучше так называемого естественного соединения. Ведь с религиозной точки зрения… вся природа противоестественна, ненормальна, испорчена. И послушание природе… не есть мерило добра. Гигиена очень полезная вещь, но в ней нельзя искать критериев добра и красоты… Естественных норм нет. Нормы всегда сверхъестественны…"
Но кто сегодня в России обладает эрудицией, жаром и страстью, чтобы формулировать как Бердяев? Кто вообще будет сегодня Бердяева читать?
Так что вот вам безопасное (поскольку, повторюсь, повторяет всему миру уже известное) чтение. В мире уже 42 страны так или иначе признают однополые партнерства и браки: от Уругвая до Израиля. И мы однажды признаем.
Установили же дипотношения с Израилем — хотя в годы моего детства израильской военщиной пугали русских детей.

Топ-5. Самый продаваемый научпоп в Петербурге

—  Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым. М.Лабковский
— Тонкое искусство пофигизма: Парадоксальный способо жить счастливо. М. Мэнсон
— Рестарт: Как прожить много жизней. И.Хакамада
— Исскуство жить просто: Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь. Д.Лоро
— Книга-тренажер для вашего мозга. А. Могучий
По данным Дома книги